Советы музыкального руководителя

МУЗЫКА   НАЧИНАЕТСЯ  В  СЕМЬЕ.

УВАЖАЕМЫЕ МАМЫ И ПАПЫ!

Каждый человек  идет  к  музыке  своим  путем. Помогите детям  полюбить  музыку.  Детство  -  самая  счастливая  пора  жизни.  Яркость  и  богатство  впечатлений  остаются  в  памяти  навсегда.  Праздники   детства -  они греют нас  своим  светом  всю  жизнь!  Считается,  что  ребенок,  с  раннего  возраста погруженный  в  атмосферу  радости, вырастет   более  устойчивым  ко  многим  неожиданным  ситуациям,   будет менее подвержен стрессам и разочарованиям.

Ищите  музыку везде:  дома,  в  городе,  на  природе  (в лесу,  на  даче, на  море,  у  реки).  Создайте  дома  фонотеку  записей  классической,  народной,  современной  детской  музыки;

Приобретайте  музыкальные  игрушки (погремушки,  гармошки,  бубны,  музыкальные  книжки,  дудочки,  барабаны  и  т. д.)  и  изготавливайте  их  сами.  Тем  самым  Вы  создадите  домашний  музыкальный уголок.

Поощряйте  любое   проявление  песенного  и  танцевального  творчества  малыша,  пойте  и  танцуйте  вместе  с  ним,  сочиняйте  песни  и  танцы.

Если  Вы  владеете  игрой  на  каком - либо   музыкальном  инструменте,  как  можно  чаще  музицируйте,  аккомпанируйте  своему  малышу;

Посещайте  со  своим  ребенком    музыкальные  сказки,  театры,  концерты;

Мы стремимся воспитывать у  детей  любовь  и  интерес  к  музыке;  помочь  каждому  ребёнку  самореализоваться  в  каком - либо  виде  музыкальной  деятельности;  развиваться  более  гармонично,  почувствовать  радость.

Приобщившись  к  музыке  в  детстве,  дети  не  вырастут равнодушными,  черствыми  людьми.  Наш  совместный  труд  приносит  радость  детям,  счастье  родителям,  а  результат  этого  труда – счастливое  детство  наших  малышей!

 

                                             

Музыка материнского голоса.

В ожидании рождения ребенка, будущие родители, особенно если это их первенец, читают специальную литературу, посещают курсы, т.е. считают себя достаточно подготовленными. Но на практике оказывается, что знаний о режиме, кормлении, прогулках недостаточно. Большинство мам и пап затрудняются дать ответ на вопросы, каким их ребёнок воспринимает окружающий мир и себя в нём, в каком возрасте начинает узнавать лица, предметы и т.д. Поскольку младенец не может говорить, ходить, обслуживать себя, его воспринимают как растущий организм, ещё только готовящийся стать человеком. Но только за первый год жизни ребёнок проходит такое быстрое развитие, что вполне понятно может выразить свои желания, показать стремления, понимать обращённую к нему речь, усложнять свои действия с игрушками и т.д. Безусловно, всё это происходит не вдруг, а постепенно. Учётные подтвердили существование достаточно сложной психической жизни даже в первые месяцы после рождения. И именно она для молодых родителей как бы отступает на второй план. Недостаточное внимание к ней может сказываться на человеке на протяжении всей его жизни. Большинство психологических аспектов мы лишь обозначим, обратив внимание на роль искусства и особенно музыки на развитие ребёнка в первый год его жизни. В статье «музыка и здоровье будущего ребёнка» автор считает, что психологическая жизнь младенца начинается задолго до момента его рождения. На пример воздействия голоса матери, музыки показан процесс формирования практически всех видов чувствительности, их активной подготовки к встрече с реальным миром, к восприятию тех видов информации, которые окажутся значимыми после рождения. Но даже эта готовность плода к встрече с внешним миром не спасает его от сильного психологического потрясения. По мнению психоаналитика Хайнца Кохута, в отличие от матери, у которой рождение ребёнка чаще вызывает чувство радости, младенец, покидающий безопасный мир материнского чрева и оказавшийся в чужом враждебном мире, воспринимает многочисленные шумы, окружающие его, как угрозу, которой не в состоянии сопротивляться. И только голос матери, её прикосновения, становятся спасательным мостиком на пути познания нового мира. Как считает Г.Г.Декер-Фойгт, именно во время кормления грудью продолжается молчаливый диалог матери и ребёнка, начатый на языке организма ещё во внутриутробном периоде. После появления на свет происходит трансформация органов слуха. Если до рождения младенец воспринимал звуковой фон в водной среде, то после – в воздушной. Спустя десять дней после рождения, когда жидкая оболочка плода рассеивается, наружное и среднее ухо привязывает к воздуху и начинает воспринимать более реально звуки окружающего мира. Что же слышит младенец в свой постнатальный период? Прежде всего. Голоса матери и отца. Сопровождающие их шумы или звуки в детской комнате образуют иногда целые мелодии, первые песни. Сначала кормление для малыша сочетается с восприятием звуков, позднее – разделяется. Взаимодействие матери и ребёнка является музыкой, к коммуникативным сигналам которой причисляют ритм, темп, долготу, высоту, окраску звука, громкость, а также равновесие, движение тела, тактильные взаимодействия и целый ряд других сигналов, которые порой едва заметны для взрослого. По предположению учёных, ещё в последние недели беременности мать как бы перестраивается, по-своему возвращается к предвербальным формам коммуникации, чтобы потом «понять» младенца – на том языке, который недоступен взрослым. Любая мать, баюкая малыша, становится богатейшим источником информации практически для всех органов чувств. Во время сна, как считают многие взрослые, ребёнок не видит и не слышит. Поэтому они реагируют только на крик, кряхтения, устанавливая и устраняя его причины. Но это лишь взаимодействие. Только в том случае, когда свои действия мать сопровождает ласковым обращением к ребёнку, она вступает в общение младенцем. Проходит неделя, другая и, если вы часто разговаривали с ребёнком, то начинаете различать признаки зрительного сосредоточения, когда взгляд малыша как бы цепляется за предметы, замечаете, что при звуках вашего голоса младенец как бы замирает, проявляя слуховое сосредоточение. Французский врач А.Томатис подчёркивал важность разговоров с ребёнком: «каждый ребёнок должен хорошо знать и чувствовать голос своих родителей… Если вся семья не будет вместе с ним есть, обсуждать различные проблемы, делиться впечатлениями, он не сможет развиваться самым естественным образом». Всё время ребёнок учится различать звуки и некоторые из них связывает с удовольствием. Теперь к голосу матери добавляется не только окружающие бытовые шумы, но и звуки музыки, сопровождающие процесс кормления. В результате шумы и звуки начинают приобретать положительную окраску, становятся символом чего-то радостного, пробуждающего любопытство и интерес. Это можно заметить уже на четвёртой неделе, когда во время кормления взгляд малыша начинает фиксировать взгляд матери. Нужно помнить, что если вы не будете разговаривать с ребёнком, то даже к двум месяцам малыш не будет готов к общению. При нормальном развитии ребёнка активно развивается его желание привлечь внимание взрослого. На ласковые «агу» мамы постепенно проявляются отрывистые тихие гукания малыша, со временем перерастая в протяжные певческие звуки, которые он использует для привлечения вашего внимания. С этой же целью ребёнок использует двигательное поведение. Когда из хаотичного оно приобретает целевую направленность: при звуках голоса или при виде взрослого движения малыша затормаживаются, а при повторном, ласковом обращении он начинает активно сучить ножками, перебирать ручками и др. Названные проявления – замирание или сосредоточение /двигательное, слуховое и зрительное/, следующее за ними двигательное ожидание, сопровождающееся улыбкой, вокализациями и взглядом в глаза – представляют собой единый комплекс поведения, получивший название «комплекс оживления». С момента его появления общение ребёнка с взрослым активно возрастает. Если в период беременности вы постоянно разговаривали, пели колыбельные, слушали классическую музыку, то уже во внутриутробном периоде многообразие положительных и отрицательных эмоций матери оставляют свой след. Звуки воспринимаются плодом, а сопровождающие их переживания матери, вызывают в чём-то сходные эмоции младенца после рождения при восприятии ранее слышанной музыки.
Не только народный опыт, но и современные исследования подтверждают то, что новорождённые дети предпочитают пение матери или няни инструментальному звучанию. Многих мам беспокоит то, что, с их точки зрения, они поют далеко не идеально. Для новорожденного это не является причиной неверного формирования музыкального слуха. Для них важны эмоции, которые передаёт голос. И даже, если мама не умеет петь, то это не только не испортит слух младенца, но даже активизирует его развитие. В народном фольклоре накоплен богатый репертуар песенок на все случаи общения с младенцем: одевания, кормления и др. Не обязательно знать подлинную народную мелодию, её можно заменить мелодекламацией, идущей от любящего сердца матери. Тексты таких песен можно найти в специальной литературе для родителей. Сегодня можно приобрести аудиокассеты колыбельных песен, основанных на ритме человеческого сердца, звучание которых можно использовать матерям, не умеющим петь. Используя музыку для активизации развития ребёнка в первые полгода его жизни, необходимо учитывать следующее. Прежде всего, внимательно относиться к реакции на музыку – громкие звуки могут пугать, некоторые темпы, ритмы – раздражать, а может отсутствовать желание слушать музыку в этот момент. В первые месяцы жизни музыку малыш должен слушать только в присутствии взрослых, лучше на руках. Постепенно от различения широкого спектра шумов у ребёнка развивается рецепторное восприятие простейших элементов музыки. Их осмысление и закрепление происходит при повторном прослушивании – возникает момент запоминания. Главное - исходить из интересов ребёнка, не навязывать ему готовых, проверенных моделей, а просто создать хорошие условия для его развития. Внимательное наблюдение за ребёнком не только поможет раскрывать его потенциальные возможности, но и решить главную проблему – будет ли богат и разнообразен внутренний мир ребёнка и реализуются ли его возможности в будущем.

свернуть

Танцевать - это здорово! Танцуйте с удовольствием!

Танцующий ребенок испытывает неповторимые ощущения от свободы и легкости движений, от умения владеть своим телом. Его радует точность и красота, с которыми он выполняет танцевальные движения, особенно, если это происходит перед зеркалом. С помощью танцевальных движений можно воспитывать внимание, умение ориентироваться в пространстве и во времени, способствовать развитию координации движений.

Включайте дома музыку и танцуйте вместе с детьми, и Вы увидите, как ребенок будет подражать Вам, стараясь копировать все ваши движения, стараться успеть за вами, Вы удивитесь, насколько ребенок раскрепощается в танце, станет пластичнее и эмоциональнее, проявится его индивидуальность.

Танец – это движение под музыку. Музыка нравится каждому маленькому ребенку, но порой он не знает, как под нее двигаться, кроме того сказывается недостаточная развитость крупной моторики. Поэтому наша цель научить выполнять некоторые движения наших деток под музыку.

Родителям нужно помнить и понимать, что танец — это, в первую очередь, способ самовыражения. Каждый ребенок танцует по-своему: кто-то ритмично прыгает в такт музыке, кто-то скромно переминается с ноги на ногу, а кто-то демонстрирует оригинальные движения. Задача родителей — не «перекроить»манеру танца своего малыша, а помочь ему развить потенциал и раскрепоститься.

 

  • Танец развивает координацию движений и тренирует вестибулярный аппарат.
  • Танец укрепляют мышечный корсет и опорно-двигательный аппарат.
  • Танец учит гибкости и пластичности.
  • Танец помогает сформировать правильную осанку и красивую походку.
  • Танец учит чувствовать ритм мелодии.
  • Танец помогает развить образное мышление у ребенка и учит воспринимать информацию на слух.
  • Во время танцев дети выплескивают накопившуюся энергию, это положительно сказывается на эмоциональном состоянии.

Очень важно определиться с выбором музыкального материала. Подключайте фантазию, добавляйте в танец яркие ленточки, шляпки или косынки, подражайте птичкам и машите «крылышками», качайте головой, как слон… Танцуйте вместе с ребенком и покажите, как здорово кружиться с любимой игрушкой малыша.  Вооружитесь разнообразными музыкальными инструментами и аккомпанируйте своим любимым мелодиям. На «ура» пойдут песенки из мультфильмов. Активно используйте гимнастику, физкультминутки, детские песенки-инсценировки. Вспомните хорошо известные игры: хоровод, каравай, ручеёк – они вполне подходят для формирования умения двигаться в коллективе, ориентироваться в пространстве. Услышали ритмичную песню по радио — потанцуйте, проводите дома уборку под музыку — находите время для танцев. С ребенком даже не обязательно разучивать конкретные танцы, т. к. в этом возрасте достаточно просто развивать общую музыкальность, пластичность и чувство ритма. Покажите, как хлопать и качать головой в ритм с музыкой, начните подпрыгивать (с двух ног получится не сразу, пусть прыгает с одной, покажите, как это делается, взяв его за руки и прыгая вместе. Освойте движение шагами вперёд и назад. Затем постепенно начните усложнять движения. Танцуя вместе с малышом, понаблюдайте за его движениями, выберите те, которые ему наиболее нравятся и удаются, отобразите, повторите несколько раз, а затем начните усложнять: покажите (комментируя словами для акцентирования внимания, что можно ещё сделать (чуть выше поднять руки, потрясти пальчиками, добавить шаги, покачать головой). Не делайте звук слишком громким, чтобы не травмировать ушки малыша. Нет ничего плохого в том, что ребенок отказывается выполнять заданные движения, а придумывает свои. Разрешите ему поэкспериментировать.

Самое главное! Прислушивайтесь к своему малышу: ему должно нравиться то, чем он занимается. Не уставайте хвалить, восхищаться, подбадривать, аплодировать вашему чаду, отмечая его успехи, даже самые крошечные.

Танцуйте вместе с ребёнком, вовлекайте в этот процесс окружающих. Радуйтесь такому совместному времяпрепровождению. Показывайте, что вам нравится танцевать, а ещё больше нравится танцевать вместе с ним. На такое поведение ваш маленький танцор обязательно откликнется и присоединится к вам.

свернуть

От природы музыкален каждый

   М. Глинка, П. Чайковский, В. Моцарт, Л. Бетховен….

Знаменитые,   известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов – композиторов? Природа? Родители? Педагоги?

       Может быть, профессиональные качества передаются с генами? Может быть, сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем?

        Можно нередко слышать: «Должно быть, мой ребёнок пошёл в отца, у него совсем нет музыкального слуха». Достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.

      Однако всё в действительности несколько иначе. Если бы происхождение было определяющим фактором в формировании способностей, то тогда дети, поколение за поколением, наследовали бы профессии отцов. Но жизнь гораздо интереснее, и не так уж редки случаи, когда ребёнок учёного становится скрипачом, а врача – писателем. И объясняется это окружением, в котором растёт малыш, его собственным опытом. Они определяют в будущем и способности, и характер человека. И если сын музыканта выбирает ту же профессию, что и его отец, то причина этого, прежде всего в том, что воспитывался он в атмосфере музыки, что с первых дней появления на свет был погружён в мир волшебных звуков.

         Природа щедро наградила человека. Она дала ему всё для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать всё многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность – природой данное человеку свойство.

          Итак, все мы от природы музыкальны. Об этом необходимо знать и помнить каждому взрослому, так как от него зависит, каким станет в дальнейшем его ребёнок, как он сможет распорядиться своим природным даром. Как уже говорилось, окружение, среда растит и питает личность. Музыка детства – хороший воспитатель и надёжный друг на всю жизнь. Желая подружить с ней малыша, родным и близким нужно помнить следующее:

  • Раннее проявление музыкальных способностей говорит о необходимости начинать музыкальное развитие ребёнка как можно раньше. «Если не заложить с самого начала прочный фундамент, то бесполезно пытаться построить прочное здание: даже если оно будет красиво снаружи, оно всё равно развалится на куски от сильного ветра и землетрясения», - считают педагоги. Время, упущенное как возможность формирования интеллекта, творческих, музыкальных способностей ребёнка, будет невосполнимо.
  • Путь развития музыкальности каждого человека неодинаков. Поэтому не следует огорчаться, если у вашего малыша нет настроения что-нибудь спеть или ему не хочется танцевать, а если и возникают подобные желания, то пение, на ваш взгляд, кажется далёким от совершенства, а движения смешны и неуклюжи – не расстраивайтесь! Количественные накопления обязательно перейдут в качественные. Для этого потребуется время и терпение.
  • Отсутствие какой-либо из способностей может тормозить развитие остальных. Значит, задачей взрослого является устранение нежелаемого тормоза.
  • Не «приклеивайте» вашему ребёнку «ярлык» – немузыкальный, если вы ничего не сделали для того, чтобы эту музыкальность у него развить. Чем активнее общение Вашего ребёнка с музыкой, тем более музыкальным он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней.

Дети от природы наделены яркими способностями, но взрослым нужно как можно раньше создать благоприятные условия для их развития.

Есть такое человеческое качество – тонкость, эмоциональность души. Человек с тонкой, эмоциональной натурой не может забыть горе, несчастья, страдания другого человека, совесть заставит его прийти на помощь. Это качество воспитывает музыка. Если Вы хотите, чтобы сердце Вашего ребёнка стремилось к добру, красоте, человечности, попробуйте научить его любить и понимать музыку! Учите его, учитесь вместе с ним!

            Возможно, некоторые советы  помогут Вам и Вашему малышу войти в огромный и прекрасный мир большого музыкального искусства.

  • Прежде всего, помните о том, что любое музыкальное произведение необходимо слушать, не отвлекаясь ни на что другое.
  • Главное, конечно, хотеть слушать! Нужно очень постараться внимательно следить за тем, что происходит в музыке от самого начала до самого его завершения, охватывая слухом звук за звуком, ничего не упуская из виду. Музыка всегда наградит слушателя за это, подарив ему новое чувство новое настроение, возможно прежде в жизни никогда неиспытанное.
  • На первых порах не следует слушать крупные музыкальные сочинения, так как можно потерпеть неудачу. Ведь навык слушания слухом за звуками ещё не выработан и внимание недостаточно дисциплинировано. Поэтому лучше выбирать для слушания небольшие произведения. Это может быть вокальная музыка или инструментальная. Прислушиваясь к звукам, постарайтесь услышать и различить динамические оттенки музыкальной речи.
  • Конечно, слушать вокальную музыку легче, ведь текст всегда подскажет, о чём хотел сообщить композитор, какими мыслями хотел поделиться.
  • В инструментальной музыке нет слов. Но от этого она не становится менее интересной. Какие только жизненные и сказочные ситуации не отображены в этой музыке. Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка.
  • Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушать уже знакомые произведения, тем они с каждым разом всё больше нравятся. Но всегда слушайте музыку внимательно, не отвлекаясь, вдумчиво. Надо учиться наслаждаться красочным музыкальным водопадом и уметь точно различать нужную хрустальную струйку. Учитесь сравнивать их, любуйтесь ими.
  • Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребёнка от общения с музыкой, никогда нельзя делать этого наспех. Большим праздником в жизни ребёнка может стать его встреча с музыкой в концертном зале. Сама атмосфера звонка, где живёт музыка, создаёт особый эмоциональный настрой, вызывает острое желание прикоснуться к красоте. Конечно, перед концертом, или оперным спектаклем очень хорошо дать представление о музыке, которая звучит. Чтобы понять произведение, узнать о нём и его авторе, полезно заранее прослушать грамзаписи, прочитать книги. Если, например, предстоит встреча с оперой, хорошо познакомиться со словесным текстом оперы – либретто, ведь знать и понимать, о чём поют артисты очень важно.
  • Очень полезно слушать одни и те же сочинения в исполнении разных солистов и коллективов, смотреть спектакли с различным составом исполнителей. Всё это поможет расширить знания о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

свернуть

"Роль белорусского фольклора в нравственно-патриотическом воспитании дошкольника"

Сейчас много говорится о возрождении Отечества. Возродить культуру нашего народа, традиции, которые наши отцы и деды наследовали от предков – трудная и благородная задача. Проходят годы, пролетают столетия, сменяются социальные формации, условия жизни, но навсегда остаются заботы о воспитании молодого поколения, привитие у него любви к своей Родине, воспитание маленького гражданина своей страны.

Интерес и внимание к народному искусству, в том числе и к музыкальному, в последнее время в нашей стране ещё более возрос. Народное искусство дарит детям встречи с напевными и искренними мелодиями, с подлинным, живым, ярким, образным и ласковым родным языком.

Белорусский фольклор – душа белорусского искусствабелорусской музыки. Произведения народного фольклора бесценны. В них сама жизнь. Они поучительны чистотой и непосредственностью. Знакомство с музыкальными фольклорными произведениями всегда обогащает и облагораживает. И чем раньше соприкоснётся с ним ребенок, тем лучше. Дети младшего возраста очень чутко реагируют на каждое слово, сказанное взрослыми. Потому наша задача состоит в том, чтобы привить детям любовь к прекрасному, а также через музыку воспитать хорошего, благородного человека.

Взрослые на протяжении многих поколений создавали для детей свой особый фольклор, который, включает в себя колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказочки.

В детском саду широко включены в жизнь детей произведения народного творчества – детский фольклор, в различных видах деятельности ребенка (в воспитательно-образовательной и повседневной жизни).

Основной вид деятельности дошкольника – это игра. В игре ребенок проявляет свои мысли, чувства, желания, свою самостоятельность, творческие способности, учится общаться со сверстниками, поэтому так важно обратить внимание на развитие игровой деятельности, а в ней и на развитие речи и на духовное обогащение. Для этого можно использовать хороводные игры«Ах ты, коцiнька-каток»«Мышка-мышка, дзе была?»«Iшла каза», для детей постарше «Мы пасадзімгрушку”, “Усім, Надзейка, раскажы”, «Мы вясну гукаем»«Лянок».

Поэтому вся познавательная деятельность (особенно для младшего дошкольного возраста) вмещает в себя игровые элементы, в которых используют потешки, загадки, пальчиковую гимнастику, скороговорки, в зависимости от образовательной деятельности

«Ладкi-ладком»«Баю-баiнькi,баю»«Кую-кую ножку»«Бычок»«Вожык»«Сарока варона»«Божаякароука»«Iшлаказа»«А ты, каток шэры»«Кукарэку, певунок».

Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Они наполнены внутренней эстетической и эмоциональной силой. Благодаря этим веселым стишкам и песенка ребенок быстрее и легче овладеет своим родным языком, а формирование культурно-гигиенических навыков превратится не только в выполнение указаний взрослого, а ещё и вызовет интерес и радость, желание повторить еще и ещё.

Кую, кую ножку,

Паеду ў дарожку,

Дарожка крывая,

Кабылка сляпая.

Еду, еду, еду,

Ніяк не даеду.

Прыпрагусароку,

Паеду далёка,

У новай кашулі,

Да свайго дзядулі.

Дзед дасць піражочак

І сыра кусочак. Также перед началом игры можно обращаться к считалкам, чтобы выбрать либо ведущего, либо игрока, с которого начнется игра.

Ехала машына

на бабаруйскай шыне.

Тая шына не стрывала,

гуму ў дзіркі разадрала.

Дзеда мкрат і дзеключы

Ставіць кола будзеш ты!

 

* * * *

Ку-ка-рэ-ку, певунок

Дзе пашыў ты кажушок?

Дзе пашыў ты, раскажы,

Нашым дзеткам пакажы.

- Сам пашыў я, сам надзеў,

І ў люстэрка паглядзеў.

Буду песенькі спяваць,

Разам з вамі танцаваць.

* * * *

Лес, палянка,

Горка, ямка,

А там халодная вадзіца.

(Взрослый гладит малыша по лобику, водит пальцем по носику и щекочет по ладошке, произнося эту потешку).

Белорусская народная музыка таит в себе большие потенциальные возможности морально-патриотического воспитания дошкольников. Используя народные произведения ненавязчиво, часто в весёлой, игровой форме происходит знакомство детей с обычаями и бытом белорусского народа, бережным отношением к природе, с культурным наследием предков.

Таким образом, произведения белорусского фольклора играют огромную роль в духовном развитии ребёнка дошкольного возраста, в его нравственно-патриотическом воспитании. Они трогают сердце, питают любовь к своей земле, Родине и своему народу.

свернуть

"Што такое дзіцячы фальклор".

Кансультацыя для бацькоў "Што такое дзіцячы фальклор".

 Цяжка знайсці больш каштоўны матэрыял для далучэння дашкольнікаў да беларускай нацыянальнай культуры, чым дзіцячы фальклор і народныя гульні. Творы вуснай народнай творчасці з малку ўваходзяць у дзіцячае жыццё; напрыклад з знаёмыхвобразаў (кот, гусі, каза), праз нескладаныя сюжэты выхоўвае веру ў дабро, справядлівасць, раскрывае маральна-этычныя погляды белрусаў, дае магчымасць прывіць любоў і павагу да роднага слова. Ужо сёння важна звярнуць увагу на выхаванне пачуцця патрыятызму, пазбаўленне комплексаў нацыянальнай прыніжанасці і нігілізму. Гэта задача набывае актуалнасць у наш час у сувязі з агрэсіўным наплывам масавай культуры і стратай прадстаўнікамі розных народаў духоўнай сувязі са сваёй нацыянальнай культурай.

     Вызначым мастацкія асаблівасці кожнага віда фальклорных твораў.

          КАЛЫХАНКІ - асноўная задача – супакоіць дзіця мелодыкай, рытмам вершаваных строк, ціхім голасам, ласкавымі словамі. Часцей за ўсё – гэта калыханкі пра ката. Раней, перш чым пакласці дзіця ў ложак ці калыску, туды пускалі ката, каб ён забраў усе чары, а пакінуў толькі цяпло, дабро, прыязнасць.

         ЗАБАЎЛЯНКІ, ПАЦЕШКІ – суправаджаюць пальчыкавыя гульні, гушканне, пацягванне, першыякрокідзіця, супакойванне, кармленне.

 ПЕСНІ – адносяцца песні дарослых для дзяцей і тыяпесні, што выконваюць самі дзеці. Праз песні атрымоўваюць пэўныя уяўленні аб навакольным свеце,  выхоўваецца павага да працы, асуджаецца лянота, абыякавасць. Займальнасць сюжэта, яго дынамічнасць, кампазіцыйная стройнасць спрыяюць вобразнаму мышленню, адначасова дапамагаюць засвоіць пэўныя гукі.

    ЗАКЛІЧКІ – гэта зварот, заклік да сіл прыроды, з'явам, адухаўленне прыроды.

ДРАЖНІЛКІ - лаканічныя, невялікага памеру, высмейваюцца нейкія адмоўныя рысы чалавека ці жывёлы, дакладна перадаюць поэўную рысу характару.

    ЛІЧЫЛКІ – прысвечаны для ўстановы чароднасці ў гульнях, выбар вядучага.

      ГУЛЬНІ – прасочваецца цесная сувязь з земляробствам, з бытам, навакольнай прыродай: многія гульні заснаваны на перайманні рухаў, дзянняў пры пэўных гаспадарчых працах. У некаторыя гульні арганічнаў ваходзяць і іншыя творы дзіцячага фальклору - лічылкі, забаўлянкі, калыханкі.

КАЗКІ – універсальны сродак народнай педагогікі; утрымліваюць жыццёвы маральны вопыт, народную мудрасць, рыхтуюць дзяцей да самастойнагажыцця, вучаць адрозніваць добрае ад дрэннага. Казкі вабяць дзяцей цікавымі персанажамі, прыгодніцкімі дзеямі, чараўніцтвамі, сакавітасцю роднага слова. Казкі лепш расказваць, чым чытаць, расказваць пранікненна і цікава, гледзячы дзецям ў вочы.                  ЗАГАДКІ - у сціслай і дакладнай форме подводзілі да назіранняў за цэлымі групамі жыццёвых з'яў, жывёл, птушак, вызначаючы іх характэрныя асаблівасці; загадкі служаць разумоваму выхаванню.   

ПРЫКАЗКІ - трапнае, лаканічнае, устойлівае народнае выслоўе павучальнага зместу, якое мае прамы і пераносны сэнс. У ёй выказваецца закончаная думка, якая дзякуючышырокімабагульненнямдаеацэнкуз'яў, падзей, узаемаадносін паміж людзьмі.

ПРЫМАЎКІ – характарызуюцца незакончанасцю думкі, не мае абагульняючага значэння і выкарыстоўваюцца часцей у канкрэтнай моўнай сітуацыі, можа быць зразумелай толькі ў кантэксце. Прыказкі і прымаўкі надаюць мове выразнасць, яскравасць, вобразнасць, садзейнічаюць выхаванню высокіх маральных пачуццяў, перадаюць жыццёвы вопыт і маральна-практычную філасофію.

 

свернуть

10 фактов о музыке и звуках природы.

10 фактов о музыке и звуках природы.

  1. Шум воды, дождя или морского прибоя напоминают ребенку о времени, когда он был в животике у мамы. Это успокаивает и расслабляет.
  2. Дельфины умеют лечить экстрассенсорно. Когда вы слушаете звуки дельфинов, центральная нервная система немного успокаивается, а работа головного мозга наоборот активируется, это помогает справиться с различного рода неврозами.
  3. Звуки леса благотворно влияют на эмоциональное состояние, успокаивая и расслабляя, а так же, на сон. Улучшают функции высшей нервной деятельности, повышают тонус и настроение.
  4. Человеческий мозг воспринимает музыку одновременно обоими полушариями: левое полушарие ощущает ритм, а правое - тембр и мелодию. Музыка благотворно действует не только на человека, но и на животных и даже на растения.
  5. Мелодии, доставляющие радость, замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов и нормализации артериального давления, а раздражающая музыка дает прямо противоположный эффект.
  6. Шум прибоя, пение китов, крики дельфинов облегчают родовые боли матери и стресс младенца от появления на свет.
  7. Орнитотерапия - лечение пением птиц. Ученые утверждают, что прослушивание птичьего пения помогает уравновесить все (!) процессы, которые постоянно происходят в организме.Тело и психика человека приходят в состояние гармонии.
  8. Ребенок в животике у мамы начинает реагировать на звуки, начиная с 14 недели беременности. Мягкая, нежная музыка его успокаивает, активная - бодрит, заставляет активно двигаться.
  9. Недоношенные дети, слушавшие колыбельные, быстрее поправляются, лучше набирают вес и выписаваются в среднем на неделю раньше других недоношенных деток, которые музыку не слушают (согласно исследованиям американских врачей).
  10. Звуки природы увеличивают скорость мыслительных процессов. Исследования показали, что они активизируют клеточную активность той части мозга, которая отвечает за творческое вдохновение, гениальность.
свернуть

Как воспитать музыкальный вкус и как правильно слушать музыку

Музыка сопровождает нас на протяжении всей жизни: она помогает оживить воспоминания, сделать более яркими будни, позволяет окунуться в мир грёз. Её любят музыканты и те, кто не обладает хорошим музыкальным слухом. Но слушать её ещё не означает слышать. Для того чтобы по-настоящему оценить музыку, необходимо иметь музыкальный вкус. Большинство людей уверены, что он у них есть. Но так ли это?! И что это вообще такое?

Что такое музыкальный вкус?

Довольно часто можно услышать о том, что тот или иной знакомый не обладает музыкальным вкусом или что он у него плохой. Но как же понять, есть он или нет?! Ведь не существует единого критерия для определения этого качества. Наши субъективные предпочтения в музыке – это ещё не показатель для сравнения.

Вкус – это совокупность понятий о том, что такое красота, это возможность отличать прекрасное от ущербного.

Музыкальный вкус – это умение воспринимать музыкальные произведения и давать им свою оценку.

Особенности воспитания музыкального вкуса

Музыкальный вкус в идеале должен воспитываться ещё с младенчества, но если этого не случилось, то не беда: доказано, что его можно развить в любом возрасте. Главное, желание и терпение.

Если в детском возрасте процесс формирования имеет более бессознательный характер, и музыкальные предпочтения родителей зачастую становятся предпочтениями ребёнка, то во взрослой жизни – это довольно сознательный процесс.

Советы по формированию музыкального вкуса у детей

В детском возрасте музыка воспринимается посредством эмоций. Но вовлекая ребёнка в мир музыки, важно не переусердствовать, ведь воспитание вкуса – это сложный психологический процесс. Если перегнуть палку, то можно добиться обратного эффекта: он не только её не полюбит, но и испытает отвращение. Формирование музыкального вкуса должно быть продуманным и ненавязчивым. Чтобы не наделать ошибок, необходимо придерживаться всего нескольких правил.

  1. Личный пример. Если вы сами слушаете музыку от случая к случаю или имеете довольно несформированные музыкальные предпочтения, то не ждите, что ребёнок станет образчиком вкуса. Дети, как губка, впитывают то, что близко их окружению, они подсознательно стремятся быть похожими на родителей.
  2. Не лишайте ребёнка выбора.Если определённая музыка нравится лично вам, это ещё не означает, что она понравится малышу. Ведь он не ваш клон: он личность, которой могут нравиться абсолютно другие мелодии.
  3. Направляйте, но не навязывайте.Перед сном включайте ребёнку музыку разных стилей и направлений. Это поможет понять его музыкальные пристрастия. И если ему нравится то, что не подходит вам – это не конец света. Ваша задача познакомить ребёнка с музыкой и показать её бесконечный и многогранный мир.
  4. Развивайте эмоциональное слушанье. Музыка у взрослых и детей имеет неразрывную связь с миром эмоций. И если первые легче и проще понимают чувственную сторону мелодий, то малышам подчас нужна помощь. После прослушивания музыки, поговорите с ребёнком: поинтересуйтесь, какое настроение у него вызвало это произведение, с какими словами она связанна.
  5. Слушайте музыку вместе с ребёнком. Очень полезно то, что сделано совместно родителем и ребёнком. И прослушивание музыки не исключение. Вместе слушать, вместе обсуждать, радоваться или грустить под звуки разных мелодий – это не только замечательный способ формирования музыкального вкуса, но и способ укрепления семейных уз.
  6. Прививайте музыкальный вкус посредством мультфильмов.Мультфильмы – это то, что понятно и любимо каждым ребёнком. И ни для кого не секрет, что они имеют огромную дидактическую пользу. Подобрав мультики с превосходным музыкальным сопровождением, вы поможете малышу освоиться в мире прекрасной музыки. Знакомясь с ней ещё в юном возрасте, во взрослой жизни он не будет испытывать проблем с её восприятием.
  7. Знакомьте малыша со звуками природы. Природа – это уникальный и универсальный способ познания ребёнком звуков, это превосходный метод формирования эстетического, а, значит, и музыкального вкуса. Научить в тишине слушать журчание воды, шелест листвы, завывание ветра или пение птиц – это первый и главный шаг к формированию умения слушать музыку. Дети на такие вещи самостоятельно редко обращают внимание, а потому родители должны им в этом помочь.
  8. Используйте игровую деятельность для воспитания музыкального вкуса.Для детей (особенно до 7 лет) основным видом деятельности является игра, а потому логично приучать ребёнка к хорошей музыке с помощью различных игр. А если они будут вдобавок ко всему ещё иметь и соревновательный момент, то это намного упростит обучение. Следует помнить о том, что дети довольно быстро утомляются, даже играя, поэтому не забывайте периодически менять вид деятельности.
  9. Отдайте ребёнка в музыкальную школу.Посещение такого заведения необязательно должно быть связано с желанием в будущем сделать из малыша великого музыканта. Будет достаточно и того, что это положительно скажется на развитии его личности и творческих способностях.

Советы по развитию музыкального вкуса у взрослых

У взрослых зачастую уже сформирован музыкальный вкус, но не всегда хороший. Насильно привить взрослому человеку любовь к качественной музыке практически невозможно: это должно быть его личное искреннее желание.

И если такое желание появилось, существует несколько рекомендаций, как развить музыкальный вкус:

  1. Познакомьтесь с общепризнанными мировыми шедеврами в области музыки. Нет ничего постыдного в том, чтобы прислушаться к мнению окружающих. Это актуально для тех, кто не знаком со всеми направлениями музыки и хочет расширить собственные рамки, но не знает как.
  2. Слушайте музыку не меньше одного часа в день.Выработанная привычка ежедневно слушать музыку положительно скажется на развитии собственного вкуса.
  3. Во время прослушивания музыки не занимайтесь другими делами.Чтобы понять и оценить музыку, необходимо полностью в неё погрузиться. Это невозможно если в этот момент вы будете заниматься работой или общаться с подругой.
  4. Научитесь правильно слушать музыку.

Как правильно слушать музыку?

Казалось бы, что может быть проще, чем слушать музыку. Но, чтобы её не просто слышать, но и понимать следует придерживаться таких правил:

  1. Будьте терпеливы. Слушать музыку в течение часа не для всех простое задание. Но это делать необходимо. Даже если вам такая музыка не по душе, это ещё не значит, что не сможете её понять.
  2. Не возлагайте преждевременных надежд на музыку. Ещё до прослушивания не стоит ожидать, что музыка возымеет на вас тот или иной эффект. Ведь если этого не произойдёт то, возможно, разочаруетесь. Да и вообще каждая отдельная мелодия даже на одного человека в разных ситуациях может иметь разное воздействие.
  3. Не вешайте на музыку ярлыки. Неправильно считать, что если одна композиция вам пришлась не по душе, то и все остальные мелодии этого направления такие же. Это как с людьми – одинаковых не бывает.

Музыкальный вкус – это то, что делает нашу жизнь неповторимой

То, что музыка важна для человека, доказано уже давно. Уметь слушать музыку – это уметь наслаждаться жизнью. В этом нет ничего сложного, и это не требует огромных усилий. Чтобы стать гармоничной личностью необходима лишь малость – желание развиваться.

 

свернуть

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО СЛУШАНИЮ МУЗЫКИ ДЕТЬМИ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ.

Часто у родителей возникает такой вопрос: нужно ли  слушать детям музыку, а если нужно, то какую?

Каждый человек понимает, что музыка играет в нашей жизни очень немалую роль. Она помогает человеку и в работе, и в отдыхе, музыка способствует как релаксации, так и стимулирует активную деятельность.

Основными музыкальными характеристиками являются мелодичность и тембр, а также темп и громкость звучания.

Каждая нота имеет свой частотный диапазон. Каждая мелодия, каждая песня - это последовательность звуков определенной частоты. Именно сочетание (набор) определенных частот способен влиять на человеческую психику совершенно по-разному.

Музыка способна вызывать у человека те или иные психические переживания и эмоции. Современная музыка к тому же использует очень большой набор музыкальный инструментов, которые влияют на восприятие человеком музыкального произведения.

Какой должна быть детская музыка?

Теперь мы и подошли непосредственно к вопросу влияния музыки на детей - на воспитание их духовных качеств посредством влияния музыки на детскую психику. Музыка давно проникла во все сферы воспитания и развития детей, а соответственно роль ее трудно переоценить.

Мультфильмы, детское кино, детские театральные спектакли и представления, детские песни - все это просто немыслимо без музыки. Но музыка как любой другой продукт, учитывая ее разнообразие, не может быть одинаково полезна маленькому человечку. И тут возникает справедливый вопрос - какую же музыку детям слушать необходимо, а какая музыка способна навредить? Да, это не ошибка! К сожалению, музыка может навредить! И только вы можете помочь вашему ребенку избежать этого!

Начните с создания в доме фонотеки. Вначале приобретите записи музыкальных сказок: «Теремок», «Лиса, заяц и петух», музыкальные сказки Г. Гладкова, Сергея и Елены Железновой и др.

Следующий этап – пополнение семейной фонотеки произведениями русской, зарубежной классики, образцами народного творчества.

Ребенок, с детства живущий в окружении мелодий Вивальди, Моцарта и Баха, оказывается в явном выигрыше по сравнению со сверстниками, пассивно слушающими ритмы "Русского радио". У классических мелодий есть несколько явных преимуществ: гармония, благородство интонации и поразительное богатство оттенков - все то, что помогает маленькому человеку, привыкающему слушать такую музыку, стать подлинно культурным.

Между тем современную музыку, как хорошую, так и самую плохую, слушать проще - она обладает плюсами, присущими именно нашему времени: четким ритмом и динамикой. Привыкнуть к ней не составляет труда. Полюбить и начать слушать классическую музыку часто приходится учиться. И в этом ребенку стоит немного помочь. Прежде всего, важно определиться, какую музыку лучше слушать в самом начале жизни.

Есть некоторые правила. В частности, детям младше трех лет не рекомендуется слушать грустные, тревожные и трагические мелодии - пусть даже зачастую они самые красивые. Возможно, когда эти малыши вырастут, они (как и их родители) будут предпочитать именно минор и трагическую экспрессию. Но маленькие меломаны, как правило, тяготеют к выбору светлых, умиротворенных и оптимистичных интонаций. И они правы!

По мнению психологов, такая музыка создает у малышей позитивный настрой и помогает им ощущать жизнь как уютный и радостный мир. Самый подходящий для маленьких любителей музыки композитор - Вольфганг Амадей Моцарт.

Музыка Моцарта, гармоничная, светлая и изысканно простая, оказывает сильнейшее положительное влияние на развитие детской психики, творческого начала и интеллекта.

Еще один композитор, чье творчество, несомненно, понравится детям, - Петр Ильич Чайковский. Причем, возможно, фрагменты из его балетов "Спящая красавица", "Щелкунчик", "Лебединое озеро" будут иметь даже больший успех, чем пьесы из "Детского альбома" и "Времен года". Впрочем, все эти произведения Чайковского обладают одним огромным для начинающего меломана достоинством- они активно вовлекают слушателя в свою среду, предлагая ему либо представить себе картины природы и окунуться в мир старинных сезонных развлечений ("Времена года"), либо придумать какие-то истории и совершить маленькое музыкальное путешествие по странам мира ("Детский альбом"), либо… просто потанцевать.

Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время. Ничто не должно отвлекать ребенка от общения с музыкой, никогда не делайте это наспех. Лучше отложите.

После прослушивания заведите беседу с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка.

Очень полезно слушать одни и те же музыкальные произведения в исполнении разных коллективов и солистов. Все это может расширить впечатления о музыке, позволит не только яснее мыслить, но и глубже чувствовать.

Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь уже знакомые произведения, тем они с каждым разом все больше и больше нравятся.

Теперь, при прослушивании уже знакомых музыкальных произведений (это может быть как инструментальная, так и вокальная музыка) предложите ребенку нарисовать музыку. Пусть ребенок пофантазирует и нанесет на лист бумаги свои представления и впечатления, от прослушанной музыки: какого цвета музыка, какие линии нужно наносить, толстые или тонкие, кто живет в этой музыке; придумайте вместе с ребенком сюжет к прослушанному музыкальному произведению.

Особый вид слушания музыки представляют собой рассказы с музыкальными иллюстрациями, что также способствует развитию воображения. С этой целью также рекомендуется фрагментарный просмотр вместе с ребенком выборочных сюжетов музыкальных

мультфильмов. Слушание музыки и параллельный зрительный ряд доставляет детям большое удовольствие. Они эмоционально реагируют на нее, накапливают опыт музыкальных впечатлений.

Одним из видов слушания музыки дома является также пение взрослых детям. Дети с интересом слушают некоторые песенки, требуя повторения вновь и вновь. Повторение является хорошим стимулом для развития памяти. Пойте для детей и вместе с детьми. Такое пение не только расширяет слуховые представления детей, но и развивает певческий голос.

Существует так называемый метод активного слушания музыки – здесь детям предлагается импровизировать танцевальные движения в процессе прослушивания музыки, а также выполнять какие – либо игровые действия в соответствии со звучащей музыкой. Например, если музыка задорная, веселая – можно поскакать или перебрасываться мячом, если музыка лиричная, спокойная – дайте ребенку ленту или цветок в руки и вы увидите, что характер его движений изменится.

Сочините вместе с ребенком музыкальную сказку – балет. Сначала придумайте сюжет, затем подберите музыкальные иллюстрации к сказке, которые характеризовали бы персонажей. Вы читаете либретто к вашей сказке – балету, а ребенок под музыку импровизирует в разных музыкальных образах.

Уважаемые родители! Следует помнить, что жизнь ребенка не любящего музыку беднее, чем духовный мир его сверстника, понимающего музыку и знающего ее.Если не все сразу получается, как вам хотелось, не показывайте своего огорчения, а попробуйте спокойно разобраться в том, что и почему не удалось из задуманного. Главное, не спешите заставлять детей слушать современную «взрослую» музыку, хотя изолировать от нее совсем не нужно. Дети должны слушать разную музыку. И еще одно пожелание – не надо слушать ОЧЕНЬ ГРОМКУЮ музыку. От громкости звучания качество восприятия музыки не улучшается, а наоборот портится. Приучайте своих детей слушать не громкую, тихую музыку, и пусть они с самого раннего возраста окунутся в прекрасный мир волшебных звуков, который называется – МУЗЫКА!

 

свернуть