Когда отдавать в школу - в 6 или 7 лет?
Быть готовым к школе — не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе — значит быть готовым всему этому научиться.
Л.А.Венгер
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: как подготовить ребенка к школе, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.
Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Постарайтесь уделить время подготовке ребенка к школе, это поможет не только в обучении, прежде всего значительно облегчит адаптационный период.
Многие родители ошибочно полагают, что определяющим фактором для поступления ребенка в школу является умение читать и считать. Это замечательно, но Вы должны знать, что оценкой готовности ребенка к школе являются единство всех компонентов — психологической, физиологической, педагогической готовности, речевого развития. Важно понимать, что желание ребенка пойти в школу вовсе не означает понимание важности учебы, осознание ответственности, самоконтроля, лишения некоторых привычных удовольствий.
Для ребенка, в основном, это изменение статуса — он чувствует себя взрослым, самостоятельным, у него появляются определенные права, ему не надо спать днем как в садике, появляются атрибуты взрослого — ранец, красивые канцтовары, пластиковые карты, сотовый телефон...
Чаще всего, к 6 годам ребенок еще не обладает усидчивостью, необходимой для полноценной учебы. Ребенку еще сложно осознавать себя частью коллектива, для него существует только «я», понятие «мы» - формируется к 7 годам.
Важным фактором готовности для ребенка является произвольность психических процессов - умение сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, умение управлять своим поведением, противопоставлять свои сиюминутные желания общим школьным требованиям. Произвольность формируется к концу дошкольного возраста — к 7 годам.
Основные направления подготовки:
- Знакомство с окружающим миром, формирование целостной картины мира;
- Обогащение активного словаря ребенка, развитие связной речи;
- Развитие фонематического слуха, формирование грамматического строя речи;
- Психологическая подготовка к школе;
- Развитие мелкой моторики рук;
- Подготовка руки к письму;
- Физическая подготовка;
- Приобретение навыков самообслуживания;
- Формирование элементарных математических представлений;
- Развитие логики, внимания, памяти, мышления.
Портрет первоклассника, не готового к школе:
- чрезмерная игривость;
- недостаточная самостоятельность;
- импульсивность, бесконтрольность поведения;
- гиперактивность;
- неумение общаться со сверстниками;
- трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
- неумение сосредоточиться на задании;
- трудность восприятия словесной или иной инструкции;
- низкий уровень знаний об окружающем мире;
- неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
- плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных;
- координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами)
- недостаточное развитие произвольной памяти
- задержка речевого развития (неправильное произношение, скудный словарный запас, неумение выразить свои мысли).
Конечно, не стоит полагать, что весь этот список исчезнет сам собой по мере взросления за несколько месяцев. Вам уже сейчас необходимо выявить проблемные места в развитии и подготовке, и в течение оставшегося времени работать над ними как самим, так и с помощью специалистов.
Интеллектуальная готовность к школе предполагает наличие определенных знаний по различным областям:
Окружающий мир:
• знать свою фамилию, имя и отчество, как зовут родителей, кем они работают, домашний адрес и телефон;
• знать в каком городе/стране он живет, и уметь назвать другие знакомые ему страны мира;
• знать названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб, отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей;
• знать почему одних животных называют дикими, а других — домашними, объяснить, какую пользу приносят разные домашние животные человеку.
• знать детенышей лошади, коровы, овцы, козы, собаки, кошки, свиньи и т. п.
• знать, что овощи растут в поле или огороде, а фрукты в саду.
• примеры фруктов и ягод, которые растут на кустах, которые растут на деревьях.
• знать основные цвета и фигуры и др.
Внимание:
- Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут;
- Находить сходства и отличия между предметами, картинками;
- Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
Память:
- Запоминание 7-10 картинок;
- Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.;
- Пересказывание текста из 4-5 предложений.
Мышление:
- Заканчивать предложение: «Суп горячий, а компот ...», «Летом жарко, а зимой … холодно»;
- Находить лишнее слово из группы слов;
- Определять последовательность событий, что было вначале, что потом;
- Находить несоответствия в рисунках.
Также ребенок должен уметь ориентироваться в пространстве и листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п..
Чем могут помочь родители?:
- Общайтесь с ребенком больше, разговаривайте, объясняйте, спрашивайте – что непонятно.
- Путешествуйте по улицам, городу, ходите в музеи, на выставки, в парки, в лес.
- На даче или в деревне показывайте наглядно как растут овощи, фрукты.
- В лесу слушайте пение птиц, отмечайте эстетическую красоту природы, ландшафта.
Мотивационная (личностная) готовность к школе подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
Чем могут помочь родители?
Вам необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу.
Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок «не наигрался». Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые «не наигрались», придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.
Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался.
Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Волевая готовность к школе предполагает умения сознательно ставить цели, искать и находить средства их достижения, преодолевать трудности и препятствия, умения управлять своим поведением, противопоставлять свои сиюминутные желания общим школьным требованиям, выполнять неинтересную с его точки зрения работу.
Исследования нейропсихологов показали, что лобные отделы мозга ребенка только-только оформляются к 7 годам. До этого периода произвольное, управляемое поведение ребенка затруднено.
Чем могут помочь родители:
- учить понимать и принимать задачу, ее цель.
- направлять, помогать в достижении цели;
- приучать ребенка не пасовать перед трудностями, а преодолевать их;
- воспитывать стремление к достижению результата своей деятельности в рисовании, конструировании, играх-головоломках и т.п.
- учить принимать помощь взрослых при выполнении задания
- приучать ребенка думать о качестве и результате работы
- почаще играть в настольные игры с правилами, в игры «Да и нет не говорить, черный с белым не носить» и другие подобные игры.
Социально-коммуникативная готовность к школе проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
Чем могут помочь родители?
В целях развития коммуникативной готовности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего ребенка с окружающими.
Приглашайте к себе в гости друзей, ходите в гости сами. Старайтесь, чтобы Ваш ребенок был активным в общении, проявлял инициативу, умел идти на компромисс.
Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Физиологическая готовность к школе подразумевается общее физическое развитие ребенка и соблюдение основных гигиенических норм:
- нормальный рост и вес, нормальные пропорции тела, соответствующее возрасту состояние зрения, слуха, состояние нервной системы, состояние сердечно-сосудистой и эндокринной системы, развитая мелкая моторика рук.
Чем могут помочь родители:
- наладить и соблюдать четкий режим дня, при этом оптимальное время вечернего укладывания — 21 час. Полноценный сон ребенка в возрасте 6-7 лет составляет 11- 12 часов в сутки (включая дневной сон).
- перед сном определенный отрезок времени (20—30 минут) хорошо отвести для спокойных, не возбуждающих занятий. Не следует рассказывать и разрешать читать детям перед сном пугающие или сильно возбуждающие их воображение сказки или рассказы.
- перед сном нужно обязательно проветривать помещение.
- важно обеспечить разнообразное питание, в холодный период можно дополнить меню специальными детскими витаминами, содержащими йод, калий, магний, фолиевую кислоту и другие микроэлементы.
-создавать возможность для активного времяпровождения, спортивных игр и упражнений как дома, так и на улице
- обязательно развивать мелкую моторику рук (рисование, лепка, конструирование, аппликация, вышивание, игры с мелкими предметами, пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, штриховки, трафареты и т.п.)
Речевая готовность
Ребенок, поступающий в школу, должен уметь:
Правильно произносить все звуки родного языка, различать и называть слова с определенным звуком, определять место звука в слове, делить слова на слоги, составлять слова из слогов, различать понятия «слово» и «предложение», согласовывать слова в роде, числе и падеже, подбирать синонимы и антонимы, использовать разные способы образования слов, пересказывать знакомые сказки и рассказы, составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок), быть активным в общении, строить общение с учетом ситуации, пользоваться формами речевого этикета.
Чем могут помочь родители?
- При общении с ребёнком следите за своей речью. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
- Не копируйте детский стиль произношения, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие. Говорите с ребенком как со взрослым человеком.
- Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
- Старайтесь читать ребенку много разной литературы, в том числе энциклопедического характера.
- Задавайте вопросы по прочитанному, пусть ребенок попробует выделить основную мысль.
- Больше общайтесь, фантазируйте, стимулируйте речь, играйте в сюжетно-ролевые игры, развивайте мелкую моторику рук, проводите мини-выступления, кукольный театр.
- Расширяйте и углубляйте представления ребёнка об окружающем мире.
Самое главное – любите своего ребенка таким, какой он у Вас есть, за то, что он у Вас есть!