Воспитателю

«Использование палочек Кюизенера и блоков Дьенеша в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

Одна из важнейших задач познавательного развития ребёнка – развитие его ума, формирование мыслительных умений и способностей, которые помогают легко осваивать новое.

В дошкольной педагогике имеется достаточное количество разнообразных дидактических материалов, способствующих реализации образовательной области «Элементарные математические представления» учебной программы дошкольного образования. Наиболее эффективным средством являются палочки Кюизенера и блоки Дьенеша.

Основные особенности палочек Кюизенера – абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Данный дидактический материал в значительной мере отвечает монографическому методу обучения числу и счёту детей. Использование палочек строится с учётом самостоятельной познавательной деятельности ребёнка, в которой он, экспериментируя, «открывает» для себя новые представления.

Работа с данным дидактическим материалом даёт возможность перевести практические внешние действия во внутренний план, создать полное, отчётливое, и в то же время, достаточно обобщенное представление о понятии, овладении способами действия, которые необходимых для возникновения элементарных математических представлений.

Данный дидактический материал позволяет:

— осуществлять индивидуально-дифференцированный подход;

— развивать логическое мышление, внимание, память, познавательную активность, мелкую моторику рук, комбинаторные и конструкторские способности, развивать речь, целеустремленность, настойчивость овладевать различными мыслительными умениями (анализ, синтез, обобщение, классификация, сравнение, сериация) и др.

Необходимым условием организации игр с палочками Кюизенера является атмосфера доброжелательности, создание ситуации успеха для каждого ребёнка, что создаёт ощущение победы при решении той или иной задачи, даёт возможность ощутить радость познания. В результате ребёнок становится не бездеятельным наблюдателем, а активным участником, что в свою очередь стимулирует развитие его познавательной сферы.

Так, воспитанникам предлагаются наряду с заданиями, которые они могут выполнить самостоятельно, задания, требующие умения строить предположения, проявлять смекалку, наблюдательность. Дети заинтересованы тогда, когда работа для них оказывается достаточно трудной, но выполнимой. Главное, чтобы ребёнок на каждом занятии испытывал радость от результативных мыслительных усилий, почувствовал себя увереннее от того, что смог выполнить задание. Подбор упражнений осуществляется с учётом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач.

В процессе выполнения детьми заданий математического характера надо обязательно проанализировать с ребенком путь решения и результат. Доброжелательная оценка взрослого, тактичный анализ причин, ошибки, совместная заинтересованная деятельность позволят правильно реагировать на неудачу, не бояться высказывать своё мнение.

С математической точки зрения, палочки – это множество, на котором легко обнаруживается отношение эквивалентности и порядка.

Применение цветных палочек поможет в осознании соотношений «больше – меньше на …»; в овладении арифметических действий сложения и вычитания; в организации работы по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «каждый», «быть одного и того же цвета», «быть не голубого цвета», «иметь одинаковую длину и научиться делить целое на части, измерять объекты т.д.

В процессе выполнения заданий педагогом используются инструкции (целостная для старших, расчленённая для младших), пояснения, разъяснения, указания, вопросы и другие приёмы.

Заниматься с палочками дети могут индивидуально и небольшими подгруппами. Возможна и фронтальная работа, но не в качестве ведущей формы организации воспитанников. Для младших детей вводится игровая мотивация («построй лесенку для зверей»), а для старших используются приёмы соревновательного характера («кто быстрее сделает» и т.д.).

Палочки Кюизенера позволяют решить задачи развития элементарных математических представлений по следующим разделам: «Количество и счёт», «Величина», «Ориентировка в пространстве», «Форма».

Остановимся на них.

  • Цвет

Игры и упражнения состоят в группировке палочек по цвету. Используются выражения «такой же», «не такой как», «одинаковые», «разные».

В ходе игр педагог должен помочь ребёнку выделить цвет. Для этого предлагает следующие задания:

— найди и положи палочку такую же по цвету;

— отбери все красные палочки (жёлтые, синие, и т.д.);

— перечисли цвета всех палочек.

В случае, если у ребёнка возникли затруднения при определении цвета, сначала надо показать и назвать, помочь найти палочку такого же цвета, а затем он называет самостоятельно оттенки «светлее, темнее».

Можно использовать следующие игровые упражнения: «Построй дорожки», «Заборчик», (определённого цвета или двух цветов) и др. В речи педагогу следует использовать слова «такая же», «одинаковые», «разные».

  • Величина

При сравнении длины палочек, необходимо свои действия сопровождать словами: «это длинная палочка, а это короткая».

Педагог может предложить воспитанникам следующие упражнения:

— найди и показать самую короткую (длинную) палочку, назвать её цвет;

— выбрать две палочки и найти среди них длинную (короткую);

— найти две палочки одинаковой длины, и сказать какого они цвета?

— построить лесенку из 3, 5, и 10 палочек горизонтальных, вертикальных и показать самую короткую, длинную и др.;

— построить лесенку по указанию (например, возьми жёлтую палочку. Над жёлтой поставь голубую, а под голубой – чёрную. Найди место для красной и фиолетовой. Выше голубой – белую, между белой и голубой – розовую

и т.д.)

  • Ориентировка в пространстве

Возможны различные варианты заданий, например: составь поезд из жёлтой и красной палочек так, чтобы красная была слева от жёлтой, либо из белой, розовой и жёлтой так, чтобы белая была посредине, а розовая справа от белой и др.

  • Количество и счёт

Варианты игр и упражнений также различны. Например, возможно предложить воспитаннику взять белую палочку, самую короткую – это число «один».

Возьми две белые палочки, придвинь их близко друг к другу, найди палочку, которая была бы точно такой же длины. Розовая палочка – число два, т.к. имеет длину, что и две белых и так до 10.

Параллельно можно использовать игровые упражнения и игры с логическими блоками Дьенеша. В процессе игр формируются умения анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать. Cпособность комбинировать при помощи блоков формирует у детей умение создавать разные сочетания предметов или их элементов.

Например: воспитанникам предлагается составить разные варианты домов из таких элементов как квадратная или прямоугольная стена; квадратное или круглое окно; треугольная или четырёхугольная крыша. Использование на занятиях карточек-схем развивает у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них для перехода от наглядно-образного к наглядно-схематическому мышлению. Карточки с отрицательными свойствами являются своеобразными мостиками к словесно-логическому мышлению.

В зависимости от представлений детей используется большее или меньшее количество признаков фигур. Прежде чем приступать к играм и упражнениям, воспитанникам даётся возможность самостоятельно познакомиться с фигурами. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что они имеют различную форму, цвет и размер. Игры, упражнения следует начинать с формирования способностей анализировать, с умения осуществлять поиск общих и отличительных признаков предмета. На каждое задание отводится по два, три занятия в зависимости от сложности и уровня подготовленности детей.

Задания на проверку правильности задачи особенно нравятся детям. Игровой метод, как поиск нарисованных фигурок на полу с передвижением в соответствии с заданием, позволяет повысить активность детей, у них появляется возможность больше общаться друг с другом, доказывать свою точку зрения.

Чтобы процесс мышления не был скрыт от воспитателя и самих детей, необходимо побуждать рассказывать о своих действиях. Одновременно дети учатся контролировать свои действия, развивают речь, умение общаться. Большое внимание уделяется обучению рассуждать, логически мыслить. Обучение проводится по этапам: знакомство с условием задания, анализ условия задания, вопрос, схематичное изображение.

С логическими блоками дети выполняют различные действия: выкладывают, меняют местами, убирают, прячут, делят между поссорившимися игрушками, а по ходу действий размышляют. При этом в одном и том же упражнении есть возможность варьировать правила выполнения задания с учётом накопленного детьми опыта. Все игры и упражнения разделены на четыре группы:

  • развитие умений выявлять свойства;
  • развитие умений сравнивать предметы по их свойствам;
  • развитие умений классифицировать;
  • развитие логических действий и операций.

 

свернуть

Консультация "Организация игр с детьми дошкольного возраста".

Организация игр с детьми дошкольного возраста.

       В дошкольном образовании игра – ведущий вид деятельности, создающий особую среду, в которой ребенок может реализовать свои интересы, потребности, мотивы. Именно игровая среда стимулирует ребенка к активным действиям, эмоциональным проявлениям, установлению многообразных связей с окружающим миром.

      Актуальность педагогической поддержки игровой деятельности заключается в том, что на современном этапе игра рассматривается как способ социализации детей дошкольного возраста, связанный с формированием нравственной ориентации, коммуникативной компетентности, самосознания личности и полноценного проживания детской деятельности, который комплексно используется взрослыми для воспитания и развития дошкольников, обучения их различным действиям с предметами, способам и средствам общения.

       Игра – это способ познания себя и окружающего мира, возможность научиться соотносить свои желания с желаниями других, развитие коммуникативных умений, нормы поведения в той или иной ситуации, формирование понятия правила.

      Игры детей отличаются большим разнообразием. Они различны по содержанию и организации, правилам, характеру проявления детей, по воздействию на ребенка, по видам используемых предметов, происхождению и т.д.

     Все это затрудняет классификацию игр, однако для правильного руководства играми группировка их необходима. Каждый вид игры выполняет свою функцию в развитии ребенка.

    В современной дошкольной педагогике принята следующая классификация игр (С.А. Козлова, Т.А. Куликова):

  • творческие игры (сюжетно-ролевые, театрализованные, игры-драматизации, режиссерские, строительно-конструктивные);
  • дидактические игры (игры с предметами, настольно-печатные, словесные);
  • подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).

Творческие игры отражают:

  • стремление детей к активности, самостоятельности;
  • детское подражание;
  • удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;
  • своеобразное взаимодействие в детском коллективе.

С точки зрения ребенка в процессе творческой игры происходит создание чего-то нового, оригинального.

Дидактические игры созданы специально для детей народной или научной педагогикой. Они обладают наличием обучающей задачи и игровым действием обучающего характера.

Подвижные игры требуют от играющих активных двигательных действий, направленных на достижение условной цели.

Игры существуют разные: с правилами, творческие, сюжетно-ролевые, подвижные и так далее. Все они нужны и по-своему полезны, так как это ведущий вид деятельности дошкольника — через игру он познает мир.

    Игра – это, прежде всего, взаимоотношения, которые формируются поэтапно (А. П. Усова), начиная от уровня неорганизованного поведения, проходя стадии одиночных игр, игр рядом, уровень кратковременного, а затем и долговременного общения, достигая наивысшего уровня – уровня постоянного взаимодействия на основе общих интересов, симпатий.

       Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, развиваясь, требует все новых и новых игрушек. Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию.

     К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» - писала Н.К. Крупская.

      Но ценность игры и игрушки заключается не только в том, что они знакомят ребенка с жизнью, главное, что они являются важным фактором поэтапного движения психического развития ребенка, что обеспечивает для него возможность осуществления всех видов деятельности на все более высоком уровне. Игра может использоваться в целях планирования и прогнозирования поведения человека в определенных ситуациях его будущей деятельности.

     Будучи обязательным спутником детства, предметом развлечений, переживаний, забав, игрушка имеет общеобразовательное значение, служит цели разностороннего развития ребенка. Широкий круг воспитательных задач решается благодаря разнообразию игрушек по содержанию, видам, материалам, технике исполнения, возрастному назначению.

      Игрушка, по образному выражению А.С. Макаренко, - «материальная основа» игры, она необходима для развития игровой деятельности. С её помощью ребёнок создаёт задуманный образ, выражает свои впечатления об окружающей жизни, разыгрывает ту или иную роль.

     Игра - что может быть интересней и значимей для ребёнка?

Это и радость, и познание, и творчество. Это то, ради чего ребёнок идет в детский сад.

    А.С. Макаренко писал: «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого деятельность – работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет и в работе, когда вырастет. Поэтому, воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…»

      Игра - это жизнь ребёнка, его существование, источник развития моральных качеств личности, его развитие в целом.

    Человек играющий – это человек, создающий свой мир, а значит – человек творческий!

     В процессе игры формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, развиваются духовные и физические силы.

      Именно в игре ребёнок получает уникальную возможность развиваться, проявлять собственную активность и творчество, раскрывать свой творческий потенциал. Игровая деятельность способствует всестороннему развитию личности: умственному, нравственному, эстетическому, физическому развитию.

    Каковы же задачи игровой деятельности?

развитие коммуникативных качеств у детей в игре (актуальность которого не требует лишней аргументации);

развитие воображения как основы творческой деятельности;

развитие у детей образной памяти, внимания, речи;

формирование в процессе игр нестандартного мышления;

развитие координации и мелкой моторики;

организация коллективных и индивидуальных игр в процессе занятий, упражнений и творческих игровых заданий

    Игровые методы в обучении детей

Место и роль игровой технологии в учебном процессе во многом зависят от понимания педагогом функций игры.

    Функции игры: обучающая, мотивационная, коммуникативная, диагностическая, релаксационная, коррекционная, эмоционально-развивающая, функция самореализации, социокультурная, терапевтическая.

Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие интеллектуальных функций (памяти, мышления, внимания, воображения).

     Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

    Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.

     Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, раскрывает скрытые таланты, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме

    Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

    Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

    Эмоционально - развивающая функция.

   Функция самореализации- служит средством для достижения желаний и реализации возможностей.

    Социокультурная функция- в процессе игры человек осваивает социокультурные нормы и правила поведения.

     Терапевтическая функция- может служить средством лечения психических расстройств человека.

Роль воспитателя дошкольного образования в игровой деятельности:

        Следовательно, главная задача педагога – овладеть правильной организацией игры как самодеятельности ребенка:

во – первых, ее нужно организовывать так, чтобы в игре (в каждом ее виде) предчувствовался будущий урок – нравственный идеал, соответствующий общечеловеческим ценностям. Однако эта цель должна быть поставлена воспитателем только перед собой как организатором игры, но ребенок даже и не подозревает ее как свою цель.

во – вторых, педагог должен содействовать обогащению и самостоятельному накоплению ребенком представлений об образцах для подражания (героям, на которых он хотел бы быть похожим). Создание в воображении этого образа и станет содержанием его игры (люди разных профессий и отношения между ними, литературные герои и их взаимоотношения и т. д.) .

в – третьих, организуя игру, педагог продумывает средства игры (роль, атрибуты, игровое пространство). Если материал (средства) детской игры будет негибкими, жестоким в своем механическом постоянстве, то игра будет только забавой, времяпровождением, но не образовательной деятельностью.

     При организации игровой деятельности педагог должен учитывать:

- возраст детей;

- задачи программы;

- педагогическую диагностику особенностей освоения игровой деятельности;

- педагогические технологии сопровождения игр детей;

- условия для организации самостоятельных игр детей.

      В обучении дошкольников необходимо рациональное сочетание игровых и неигровых методов.

Основные требования к организации активизирующего общения воспитателя с детьми при организации игры

  1. Воспитатель дошкольного образования вступает с детьми в игровое сотрудничество, строит с ними диалог. Считается с мнением играющих, предоставляет свободу игрового самовыражения. Активизирует детей к проявлению инициативности, творчества, самостоятельности.
  2. Чтобы общение было целенаправленным необходимо заранее продумать, как оно будет осуществляться, т.е. должно быть предварительное моделирование и планирование. Полезно заранее планировать содержание проблемных ситуаций, которые будут применяться в процессе руководства игрой.
  3. Включиться в активизирующее общение, когда дети испытывают затруднения или требуется актуализировать освоенные ранее игровые умения. Воспитатель дошкольного образования постоянно должен держать в поле зрения играющих, быть наблюдательным, должен демонстрировать уважительное отношение к играм детей, восхищаться фантазией играющих.

4.Воспитатель дошкольного образования должен включиться в игры тактично, деликатно, осторожно, чтобы не разрушить детские замыслы, умело направлять играющих, обогащая сюжетное и психологическое содержание игры. Воспитательное участие взрослого в играх детей должно быть гибким и непринужденным.

      Для соблюдения этих требований педагог должен обладать определенными личностными качествами: открыто демонстрировать доброжелательность, внимательность к играющим детям, не вызывать своим участием у них страх, тревогу, проявлять тактичность, гибкость в поведении, творчество, креативность, артистизм

       Таким образом, работа по освоению содержания образовательных областей должна опираться или включать в себя достаточный спектр игр, организуемых по инициативе взрослого, а также традиционных игр, имеющих содержание соответствующей направленности.

      Организация самостоятельной игровой деятельности

      Игра как педагогическая форма (организованная воспитателем игра) способствует решению образовательных и воспитательных задач.

      Для полноценного развития ребенку-дошкольнику необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по его собственной инициативе. Эта игра представляет собой ведущую деятельность ребенка.

Должна быть организована специальная работа по развитию и педагогической поддержке самодеятельной игры детей, которая и обеспечивает становление целевых ориентиров.

Как правильно организовать эту работу?

Распределение разных видов игр по видам деятельности в течение дня может быть организовано следующим образом.

- Непосредственно образовательная деятельность будет включать в себя разнообразные дидактические игры в соответствии с содержанием образовательной работы по соответствующим областям.

- Образовательная деятельность в режиме дня предполагает организацию досуговых, подвижных, театрализованных игр, игр с правилами, а также организацию совместных с педагогом сюжетных игр, способствующих обогащению игрового опыта детей. Здесь воспитатель выступает как игровой партнер, носитель игровой культуры, которую передает детям в процессе совместной деятельности.

- Свободная деятельность сопровождается организацией педагогической поддержки самодеятельных детских игр (сюжетно-ролевых, режиссерских, игр-экспериментирований), а также организуемых по инициативе самих детей игр с правилами, подвижных, досуговых, народных. Воспитатель поощряет проявления разнообразной игровой активности, инициативности, самостоятельности; предоставляет возможность свободного выбора тематики, партнеров, способов и средств реализации собственной деятельности. Так создаются условия для формирования возрастных новообразований.

Как правильно выстраивать педагогическую поддержку игры?

Первая младшая группа - приобщение детей к разным играм: предметным (в том числе с составными и динамическими игрушками), простейшим сюжетным, подвижным; перевод предметных действий в действия смысловые в контексте игровой ситуации.

Вторая младшая группа - обогащение игрового опыта детей через совместные со взрослым игры (индивидуальные и малыми подгруппами), формирование и развитие игровых действий, простейшего игрового взаимодействия, понимания условности игровой ситуации.

Средняя группа – освоение и развитие ролевого поведения, поддержка игровых объединений детей, обогащение игрового взаимодействия, расширение тематической направленности сюжетных игр, обогащение игрового опыта детей через приобщение к играм с правилами, подвижным, досуговым, театрализованным, народным играм.

Старшая группа — обогащение игрового опыта по развитию и усложнению игрового сюжета, по организации предметного пространства собственной игры через совместные с воспитателем игры подгруппами; создание условий и поддержка самодеятельной игры детей, приобщение детей к разным видам игр (подвижным, с правилами, досуговым, дидактическим, народным, интеллектуальным и др.)

Правила организации игровых моментов

Для того чтобы игра принесла ребёнку максимальную пользу, следует придерживаться ряда несложных правил, в основном они касаются организационных моментов игры:

- Внимание детей довольно неустойчивое, поэтому, планируя проведение какой-либо игры, учитывайте эту возрастную особенность и не затягивайте процесс – любая игра должна длиться не более 5-10 минут, иначе теряется к ней интерес и действие не получит логического завершения

- Не стоит начинать игру незадолго до сна или перед приёмом пищи. Да и потом могут возникнуть трудности с восстановлением хода игры. Если планируется занятие с использованием дидактических материалов, позаботьтесь заранее обо всех необходимых предметах, расположите их под рукой. Ведь ребёнок не будет ждать, пока вы найдёте ту или иную картинку …

- Применяя готовые развивающие игры, не стоит отдавать их детям в постоянное пользование. После проведённого занятия вместе с ребенком аккуратно сложите и уберите игру до следующего раза.

- Играя в ту или иную игру, не стоит слепо следовать приложенным к ней рекомендациям!!! Обязательно учитывайте уровень развития и индивидуальные особенности ребенка.

- Приучать детей к аккуратности. Побуждайте их приводить территорию в порядок после каждого занятия. Кстати, уборку тоже можно превратить в весёлую игру!!!

      Следует помнить, что главная задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только в этом случае они приучатся сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать решение и приводить его в исполнение, проявлять инициативу, т. е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни.

 Используемые источники:

1.Соценко, Т.М. Дошкольная дидактика. Секреты проведения игр и занятий 2-е изд. -Минск: Аверсэв, 2020.

2.Учебная программа дошкольного образования. – Минск, Нац. ин –т образования,2019.

 

 

свернуть

Консультация "Система физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста".

Система физкультурно-оздоровительной работы

с детьми дошкольного возраста.

  

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит

их духовная жизнь, мировоззрение,

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

         Дошкольный возраст – решающий в формировании фундамента здоровья детей. На современном этапе развития общества по-новому ставится задача воспитания здоровых, гармонично развитых людей, обладающих высокой умственной и физической работоспособностью. Для успешного решения этой задачи важно, как говорится, «беречь здоровье смолоду».

       В учреждениях дошкольного образования имеются возможности для укрепления здоровья детей. На протяжении всего периода пребывания ребенка в детском саду обеспечивается охрана его здоровья, укрепление организма, повышение уровня работоспособности и сопротивляемости различным заболеваниям.

     Дети – дошкольники по своей сути, очень подвижны. В бесчисленном количестве движений проявляется их естественное стремление к развитию. Являясь биологической потребностью человека, движения служат обязательным условием формирования всех систем и функций организма, обогащая новыми ощущениями, понятиями, представлениями.

     Обучать правильным движениям детей не только нужно, но и необходимо. Поэтому одной из главных задач является правильная организация физического воспитания детей. Разумное физическое воспитание – основа для общего развития ребенка, так как оно содействует его нормальному росту, укреплению здоровья и формированию психики.

     Формирование физических качеств, двигательных навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка, с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

    Решение задач физического воспитания возможно при использовании разных форм физкультурно-оздоровительной работы: утренняя гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки и динамические паузы между занятиями статического характера, подвижные и спортивные игры, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги и развлечения, праздники, дни здоровья, простейший туризм).

Ежедневно во всех возрастных группах организовываются такие  формы физического воспитания детей как:

  • утренняя гимнастика в зале или на воздухе в зависимости от сезона;
  • разнообразные подвижные игры в течение всего дня;
  • закаливающие процедуры.

 Основные задачи физического воспитания:

-      охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

- достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

- воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

-    создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

- формирование жизненно необходимых видов двигательных действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания; движений рук, ног, туловища, головы; построений и перестроений;

- формирование широкого круга игровых действий;

- развитие физических (двигательных) качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

- содействие формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

- формирование доступных представлений о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

- воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

       Для решения этих задач в дошкольном учреждении созданы условия для обеспечения достаточного уровня двигательной активности на занятиях и прогулке: оборудованный спортивный зал, спортивная площадка на территории детского сада, групповые спортивные уголки, спортивный инвентарь.

      Все это способствует усвоению воспитанниками требований учебной программы дошкольного образования (образовательной области «Физическая культура»), помогает сделать занятия полезными и интересными, обеспечивает оптимальный объем физической нагрузки и высокий уровень двигательной активности.

      Основной формой обучения ребенка движениям и развития физических качеств являются физкультурные занятия, проводимые согласно учебного плана дошкольного учреждения. Физкультурное занятие как основная форма работы по физическому воспитанию решает целый комплекс оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Физкультурное занятие состоит из трёх частей: вводной, основной и заключительной. Вводная – решает психологическую задачу: организовать, активизировать внимание, вызвать интерес, создать бодрое настроение. В нее входят строевые упражнения, различные виды ходьбы, упражнения и игры на внимание. Основная - в ней формируются двигательные навыки, развиваются физические качества. В нее входят основные движения, игры большой подвижности, игры-эстафеты. Заключительная – ее назначение снизить физическую нагрузку, спокойное состояние ребенка, сохранить бодрое настроение, подвести итоги занятия. В нее входят – ходьба, бег в среднем темпе, подвижные игры спокойного характера.

   С целью развития и поддержания интереса детей необходимо использовать разные формы физкультурных занятий:

 - классические занятия (по схеме: вводно-подготовительная часть, основная, заключительная части);

- игровые занятия (с использованием игр: народные подвижные игры, игры-эстафеты, игры-аттракционы и т. д.);

- занятия тренировочного типа (ходьба, бег, строевые упражнения, спортивные игры, упражнения в лазании, акробатические элементы, упражнения с мячом и т. д.);

- сюжетные занятия – комплексные (объединенные определенным сюжетом, походы, спортивное ориентирование, с развитием речи, с викторинами и т. д.);

- ритмическая гимнастика (занятия, состоящие из танцевальных движений);

- занятия серии «Изучаем свое тело» (беседы о своем теле, обучение самомассажу, привитие элементарных навыков по уходу за собой и оказанию первой медицинской помощи);

- тематические занятия (с одним видом физических упражнений);

- контрольно-проверочные занятия (выявление отставания в развитии моторики ребенка и пути их устранения).

       Выбор способа организации детей на занятии (индивидуальный, групповой, поточный, фронтальный, метод круговой тренировки) руководители физического воспитания  осуществляют в зависимости от формы организации занятия (подгруппа или группа) и  задач, решаемых на занятии. 

     С целью обеспечения достаточной общей и моторной плотности занятия руководитель физического воспитания должен  заранее подготовить место для занятий физическими упражнениями, проверить прочность физкультурного оборудования, подобрать инвентарь, разместить его. Перед занятиями проследить, чтобы помещение было проветрено и произведена влажная уборка. Количество и продолжительность физкультурных занятий в неделю различны для детей раннего возраста, младшего дошкольного, среднего и старшего. Они обусловлены особенностями развития детей, степенью их физической подготовленности и самостоятельности.

      В связи с тем, что наше дошкольное учреждение посещают дети ЧДБ и стоящие на диспансерном учёте руководители физического воспитания при организации физкультурных занятий должны осуществлять индивидуальный подход с учётом их диагнозов.

     К физкультурно-оздоровительной работе относятся: утренняя гимнастика, подвижные игры и физические упражнения на прогулках (утренней и вечерней), физкультурная минутка.

       Утренняя гимнастика является одним из важных компонентов двигательного режима. Утренняя гимнастика – система специально подобранных упражнений, направленных на укрепление крупных групп мышц и оздоровление организма.  Повышая жизненный тонус организма, утренняя гимнастика создает благоприятные условия для дальнейшей деятельности, благотворно влияет на развитие организованности, дисциплинированности, выдержки.

    Ежедневно утреннюю гимнастику  проводят руководители  физического воспитания, а в случае их отсутствия воспитатели дошкольного образования. Утренняя гимнастика может проводиться с музыкальным сопровождением. Основу утренней гимнастики составляет комплекс общеразвивающих упражнений, включающий 6-8 упражнений и предусматривающий повторение каждого из них 6-8 раз. Количество упражнений и повторов зависит от возраста и индивидуальных особенностей детей. 

Подбирая комплексы  утренней гимнастики руководители  физического должны обращать внимание на то, чтобы  они были направлены на  различные мышечные группы: плечевой пояс, ноги, стопы, боковые мышцы туловища и мышцы спины, мышцы брюшного пресса.

При проведении утренней гимнастики в помещении должно строго соблюдать гигиенические требования. Дети занимаются в облегченной одежде, не стесняющей движения и дыхание, в спортивной обуви.  Утренняя гимнастика в группах раннего и младшего дошкольного возраста  игровой форме, подбираются сюжетные комплексы либо упражнения  имитационного характера.

       Подвижные игры и физические упражнения на прогулке проводятся как со всеми детьми, так и с небольшими подгруппами. Важно, чтобы в течение дня каждый ребенок принял участие в организованной воспитателем подвижной игре.

       Однако, ни в коем случае нельзя отождествлять подвижные игры и физические упражнения на воздухе с физкультурными занятиями. Главное их отличие в том, что игры проводятся в более непринужденной форме, длительность их меньше. Здесь шире учитываются интересы детей, обеспечивается разнообразие видов и форм игр. Игры на прогулке можно организовывать в разное время года. Если в игре будет участвовать вся группа, целесообразнее провести ее в начале прогулки. Игры с небольшими группами детей и индивидуальные воспитатель организует в течение всей прогулки.

      Назначение физических упражнений (на развитие быстроты движений; на развитие ловкости; на развитие силы и выносливости) должно вызывать у детей интерес к самостоятельному поиску различных движений, научить элементарному управлению своими движениями. Пусть ребята просто играют, а упражнения в движениях превращаются в двигательную сказку, веселую забаву, непринужденное интересное действие с взрослым, сверстником ил со всеми вместе.

      Физкультурные минутки (физкультминутки) проводятся на занятиях с умственной нагрузкой. Они снимают утомление и активизируют мышление детей, повышают умственную работоспособность. Физкультминутки могут проводиться в форме общеразвивающих упражнений, подвижной игры, дидактической игры с движением, танцевальных движений, выполнения движений под текст стихотворений, а также в виде любого двигательного действия и задания, но в зависимости от вида занятия и его программным содержанием.

  Индивидуальная работа -  направлена на обучение детей, отстающих в усвоении физических упражнений, активизацию малоподвижных, улучшение физического развития ослабленных детей.

      Индивидуальная работа с детьми по физическому воспитанию не менее важна в двигательном режиме дня. Она планируется в течение всего дня в часы игр, прогулок. Добиваясь успеха при обучении двигательным действиям мы должны не только предлагать ребенку правильно выполнять упражнение, например, по его образцу, но и постараться вызвать интерес к задаче.

      Активный отдых воспитанников складывается из физкультурного досуга, физкультурных праздников и дней здоровья. Все эти мероприятия способствуют совершенствованию двигательных умений у детей, формированию у них интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями, пропаганде физической культуры среди населения.

     Планирование физкультурных досугов и праздников осуществляется с учетом уровня общего физического развития детей данной группы и их двигательных возможностей. Для физкультурных досугов выбираются упражнения, освоенные детьми на физкультурных занятиях, в которых можно состязаться в ловкости, быстроте, смекалке, находчивости, сообразительности; включаются подвижные игры, аттракционы, эстафеты. Важно создать общее радостное настроение, чтобы праздник запомнился детям надолго.

      Самостоятельная двигательная деятельность детей дошкольного возраста протекает под наблюдением воспитателя дошкольного образования. Содержание и продолжительность занятий детей физическими упражнениями и играми определяются самими детьми. Характер этих занятий зависит от индивидуальных данных, подготовленности, возможностей и интересов детей.

         Организуя двигательную активность детей важно помнить о физиологических возможностях и физическом здоровье каждого ребенка. Именно индивидуальный подход наиболее полно и широко должен использоваться педагогическими работниками для организации самостоятельной двигательной деятельности детей. Необходимо расположить игровое оборудование таким образом, чтобы оно было доступным для детей. Одним из средств повышения двигательной активности в самостоятельной деятельности детей являются двигательные импровизации под музыку. Ритмические движения, притопывание, кружение в такт музыке доставляют ребенку эмоциональное наслаждение. Поэтому, надо стремиться, чтобы музыка чаще звучала в дошкольном учреждении в часы досуга и самостоятельных игр детей.

     В режим детской жизни, как форма физкультурно-оздоровительной работы, входит день здоровья. Его рекомендуется проводить не реже 1 раза в квартал. В этот день режим дня воспитанников насыщается активной двигательной деятельностью, самостоятельными играми, спортивными соревнованиями, музыкальными развлечениями. В теплое время года вся жизнь детей выносится на открытый воздух. В холодное время года пребывание дошкольников на открытом воздухе по возможности удлиняется.

   Использование элементарных форм туризма  (простейший туризм) в оздоровлении детей старшего дошкольного возраста, с одной стороны, позволяет удовлетворить потребность детей в активной деятельности в рамках физкультурно-оздоровительной работы дошкольного учреждения, а с другой – способствует становлению эффективного взаимодействия дошкольного учреждения  с родительской общественностью.

     Для проведения успешной физкультурно-оздоровительной работы дошкольное учреждение должно тесно сотрудничать с родителями. Эффективными формами организации физкультурно-оздоровительной работы с родителями являются:

- совместное проведение физкультурных досугов, праздников, дней здоровья, соревнований;

- дни открытых дверей, где родители имеют возможность присутствовать на утренней гимнастике, физкультурном занятии, режимных моментах;

- консультации, беседы, рекомендации для родителей;

- родительские собрания, круглые столы;

- демонстрация передового семейного воспитания: интервью, выставки, встречи с родителями, конференции.

    Содержательные тематические папки-передвижки, броские и запоминающиеся материалы в родительских уголках также важны в физкультурной пропаганде. Главное, чтобы они не навязывались, а вызывали интерес своей новизной, подавались без штампов, назиданий и нравоучений.

Положительный эффект физкультурно-оздоровительной работы возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности ее организации.

 

                                        

 

 

 

 

 

свернуть

Нормативные документы

1. Кодекс Республики Беларусь об образовании

https://etalonline.by/document/?regnum=Hk1100243#load_text_none_1_

2. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15.08.2019 №138 "Об утверждении учебной программы дошкольного образования"

https://goo.su/1SUJ

3. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.09.2019 г. № 137 "Об утверждении образовательных стандартов дошкольного образования"

https://goo.su/1suk

4. Инструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики Беларусь "Об организации в 2021/2022 учебному году образовательного процесса в учреждениях образования, реализующих образовательную программу дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования, образовательную программу специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью"

https://adu.by/images/2021/08/imp-2021-2022-doshk-spec-obrazovanie-rus.docx

 

свернуть