Verification: ac9ef0f2cb651b41

Консультации для родителей

Уголовный кодекс Республики Беларусь Статья 159 «ОСТАВЛЕНИЕ В ОПАСНОСТИ»

19.04.2024

Законодательством Республики Беларусь за оставление детей в опасной для жизни ситуации предусмотрена уголовная ответственность:


Уголовный кодекс Республики Беларусь
Статья 159

«ОСТАВЛЕНИЕ В ОПАСНОСТИ»

1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья, либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи -
наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни и здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, -наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет.
3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, -наказывается арестом на срок до шести месяцев или лишением свободы на срок до трех лет.


Мамы, папы, бабушки, дедушки, старшие братья и сёстры! Ни в коем случае не оставляйте малышей без присмотра! Уголовным кодексом Республики Беларусь за оставление детей без помощи в опасной для жизни ситуации предусмотрены арест или ограничение свободы. Но даже самое строгое наказание не вернет к жизни родную кровиночку.

В Беларуси ежегодно несколько десятков семей теряют своих малышей в огне. Возраст наибольшего риска – до 5-6 лет, когда ребенок ещё полностью не осознаёт всех последствий проявлений огня. Объяснить последствия игр со спичками, зажигалками должны мы, взрослые. При пожаре дети чаще всего пугаются и прячутся. Не умея действовать и не понимая опасности дыма, они спасаются под кроватями, в шкафах. Потренируйте в игровой форме действиям на случай пожара, научите покидать опасное помещение.
Будьте хорошим примером для подражания - соблюдая правила острожного обращения с огнем, эксплуатации печного отопления и электрооборудования, вы научите безопасности своих малышей. Жилые комнаты оборудуйте автономными пожарными извещателями. Это поможет защитить вашу семью и предотвратить трагедию в доме.

свернуть

Правовая ответственность родителей за жизнь и здоровье несовершеннолетних

25.03.2024

Правовая ответственность родителей за жизнь и здоровье несовершеннолетних

         В Республике Беларусь на законодательном уровне закреплен ряд обязанностей, которые родители должны выполнять в отношении своих детей.

Так, обязанности родителей в воспитании детей, заботы об их здоровье, развитии и обучении закреплены в части 3 статьи 32 Конституции Республики Беларусь.

Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь детство находится под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детейзаботиться об их здоровьеразвитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

Помимо Основного Закона нашего государства, обязанности родителей по воспитанию детей содержатся и в Кодексе Республики Беларусь о браке и семье (далее – КоБС).

Так, согласно статье 68 КоБС родители обязаны воспитывать детей, осуществлять уход и надзор за ними, обеспечивать защиту их прав и  законных интересов.

В соответствии со статьей 73 КоБС защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возложена на их родителей.

Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

«Родители должны любить своего ребёнка таким, какой он есть, а не таким, каким он мог бы быть».

(Монте)

«Дети никогда не поступают так, как мы велим, они поступают так, как поступаем мы сами».

.Хей)                      

Памятка для родителей

Каждый день гибнут или получают увечья дети, практически всегда это дети, оставленные взрослыми без присмотра…

Уважаемые родители! Обращаем Ваше внимание на необходимость принятия дополнительных мер по обеспечению безопасности Ваших детей!

Во избежание несчастных случаев:

  1. Не пускайте детей одних в лес и в открытые водоёмы.
  2. Не оставляйте малолетних детей одних в квартире с открытыми окнами.
  3. Не разрешайте детям играть в заброшенных нежилых домах, стройках и т.д.
  4. Не оставляйте детей без присмотра дома во избежание травм (иногда гибели) бытового характера.
  5. Не оставляйте воспламеняющиеся предметы без присмотра на видном месте.
  6. Не разрешайте играть детям поблизости от автодорог, железной дороги и открытых источников электротока.
  7. Не оставляйте детей без присмотра во время прогулок.
  8. Не разрешайте детям подходить к животным, делайте замечания гражданам,

выгуливающим домашних животных без намордника

  1. Убирайте в недоступные для ребёнка места лекарственные препараты, уксус и иные вещества, способные навредить здоровью ребёнка.

ПОМНИТЕ: Вы несёте полную ответственность за безопасность своих детей!

Дети – это не только наше будущее, но и наше настоящее – наша радость, наше счастье.

Безопасность и благополучие ваших детей в ваших руках.

*Полезные советы родителям!

  1. Станьте для ребенка другом, с которым он может поделиться своими переживаниями.
  2. Серьезно воспринимайте рассказ о какой-либо ситуации, в которую попал ребёнок.
  3. Поддерживайте отношения с друзьями детей и их родителями.
  4. Не отпускайте ребенка на улицу одного, без друзей (когда ребенок гуляет с друзьями, возможность совершения преступления снижается).
  5. Контролируйте время, которое ребенок проводит в Интернете (будьте в курсе, с кем Ваш ребенок контактирует в сети).
  6. Уважайте своего ребенка, не делайте сами и не позволяйте другим заставлять ребенка делать что-то против его воли.
  7. Сообщите в милицию, если вы знаете, что другой ребенок (например, ребёнок соседей) подвергается насилию, избиению со стороны родителей.
  8. Прислушайтесь к словам ребенка, если он говорит о нездоровом интересе к нему вашего мужа (сожителя), поговорите с мужем (сожителем), не оставляйте ребенка один на один с ним.

 

свернуть

Кто и как защитит детей от насилия и жестокого обращения?

Воспитание ребенка, забота о его здоровье и благополучии – это трудоемкий процесс, требующий от родителей много сил и терпения. Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулки.

При этом,  большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка. Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой. Ситуация еще более обостряется, если один или оба родителя страдают зависимостью от алкоголизма или наркомании, или если семья испытывает постоянные финансовые трудности. Поэтому проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями.

Различают четыре основные формы жестокого обращения с детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными нуждами ребенка.

Физическое насилие– это преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.

Сексуальное насилие– это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия. 

Психическое (эмоциональное) насилие– это периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  • открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
  • угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
  • замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
  • преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими значимыми взрослыми;
  • ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
  • однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую травму.

Пренебрежение нуждами ребенка– это отсутствие элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению элементарными нуждами относятся:

  • отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования, медицинской помощи;
  • отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать жертвой несчастного случая.

Факторы риска, способствующие насилию и жестокому обращению с детьми.

  • неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или мачех;
  • наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест лишения свободы;
  • безработица, постоянные финансовые трудности;
  • постоянные супружеские конфликты;                                          
  • статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  • низкий уровень культуры, образования;
  • негативные семейные традиции;
  • нежелательный ребенок;
  • умственные или физические недостатки ребенка;
  • «трудный» ребенок.

Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей, регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности, стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких родственников, а также опекунов или приемных родителей. 

Жестокое обращение с детьми рассматривается действующим законодательством Республики Беларусь как одна из форм злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.

Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные государственные органы и организации.  Сведения о фактах жесткого обращения с ребенком в семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.

Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут стать:

  • состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков; неряшливый вид ребенка и др.);
  • особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
  • низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
  • отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок (уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования; неявка на родительские собрания и др.);
  • задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым помещением, коммунальные услуги;
  • заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их розыске и др.

Лишение родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить: «Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?»

свернуть

Меры наказания за совершения насилия семье, предусмотренные в Республике Беларусь в соответствии с законодательством

Меры наказания за совершения насилия семье,

предусмотренные в Республике Беларусь

в соответствии с законодательством

 

Против жизни и здоровья

- убийство (ст. 139 УК);

- умышленное причинение тяжкого телесного повреждения (ст. 147 УК);

- умышленное причинение менее тяжкого телесного повреждения (ст. 149 УК);

- истязание (ст. 154 УК);

- умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия (ст. 9.1 КоАП);

 

Против половой неприкосновенности или половой свободы

- изнасилование (ст. 166 УК);

- насильственные действия сексуального характера (ст. 167 УК);

 

Против личной свободы, чести и достоинства

- незаконное лишение свободы (ст. 183 УК);

- угроза убийством, причинением тяжких телесных повреждений или уничтожением имущества (ст. 186 УК);

- оскорбление (ст. 9.3 КоАП);

- мелкое хулиганство (ст. 17.1 КоАП).

 

На данный момент решение проблемы насилия в Республике Беларусь регулируется нормативно-правовыми документами:

- Конституция Республики Беларусь;

- Уголовный кодекс Республики Беларусь (ст.139, 147, 149, 154, 166, 167, 183, 186;)

- Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (ст.9.1, 9.3, 17.1;)

- Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (ст.1, 59, 66-1, 67;)

- Гражданский кодекс Республики Беларусь;

- Закон Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (ст.1, 17;)

- Закон Республики Беларусь «О социальном обслуживании» (ст.1, ст.28, ст.30).

 

ЗАЩИТНОЕ ПРЕДПИСАНИЕ - установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий.

 

Защитное предписание может запретить:

- предпринимать попытки выяснять место пребывания жертвы насилия в семье; посещать места нахождения жертвы насилия в семье, если жертва временно находится вне совместного места жительства;

- общаться с жертвой насилия в семье, в том числе по телефону, с использованием глобальной компьютерной сети Интернет;

- распоряжаться общей с жертвой насилия в семье собственностью.

 

Защитное предписание может предписать:

- временно покинуть общее с жертвой насилия в семье жилое помещение.

 

Защитное предписание выносится гражданину в письменной форме руководителем органа внутренних дел или его заместителем в трехдневный срок с момента получения постановления о наложении административного взыскания за правонарушение, предусмотренное статьями 9.1 (умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия), 9.3 (оскорбление), 17.1 (мелкое хулиганство) Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, совершенное по отношению к члену семьи.

 

Защитное предписание с письменного согласия совершеннолетнего гражданина (граждан), пострадавшего (пострадавших) от насилия в семье, обязывает гражданина, совершившего насилие в семье временно покинуть общее с гражданином (гражданами), пострадавшим (пострадавшими) от насилия в семье, жилое помещение и запрещает распоряжаться общей совместной собственностью.

Защитное предписание вступает в силу с момента его объявления гражданину, в отношении которого оно вынесено.

 

Терпеть и скрывать насилие в семье или же обратиться за помощью – это личный Ваш выбор, но не стоит заблуждаться и рисковать своим здоровьем и здоровьем своих близких!

свернуть

Как защитить ребёнка от сексуального насилия

«Как оградить ребенка от насилия»

Рекомендации родителям

«Как оградить ребенка от насилия»

 Уважаемые родители, постарайтесь не пугать Вашего ребенка, но добейтесь того чтобы он твердо запомнил следующие правила:

 

  • Никогда не садись в автомобиль с незнакомым человеком. Если кто – то об этом просит – немедленно расскажи родителям
  • Всегда играй в компании друзей
  • Никогда не принимай подарки (сладости) от незнакомцев без разрешения старших.
  • Никогда не соглашайся, куда-либо идти в сопровождении незнакомых людей
  • Кричи со всей силы, если кто-то хочет тебя заставить сесть в автомобиль или куда-то идти
  • Запомни свой адрес и номер телефона (включая код города), телефон 102
  • Всегда носи с собой список рабочих телефонов родителей
  • Запомни секретный пароль, и соглашайся идти только с людьми, которые знают пароль
  • Никогда не позволяй кому-то прикасаться к тебе. Сразу расскажи старшим, если это случилось
  • Помни, что твои родители любят тебя и никогда не накажут за сообщение правды
свернуть

Рекомендации для родителей по профилактике насилия в семье

Уважаемые родители! Задумывались вы хотя бы иногда, почему наказываете ребенка? А каковы причины плохого поведения вашего сына или дочери?

Мотивы проблемного поведения детей: 

  1. Борьба за внимание - если ребенок не получает нужного количества внимания, которое ему так необходимо для нормального развития и эмоционального благополучия, то он находит его через такой способ, как непослушание. Лучше внимание с замечаниями, чем никакого. 
  2. Борьба за самоутверждение - поведение направлено против чрезмерной власти или опеки (общение в форме указаний, замечаний, опасений) выражается в упрямстве, своеволии, действии наперекор. 
  3. Желание отомстить - в случае несправедливого отношения: вы мне сделали плохо, пусть и вам будет плохо. 
  4. Потеря веры в собственный успех - из-за сформированной низкой самооценки, ребенок приходит к выводу: "нечего стараться, все равно ничего не получится", и внешним поведением показывает: мне все равно, пусть я буду плохой.

 При использовании  родителями суровых наказаний, возрастает склонность детей  к агрессивному поведению!!!  Следует учитывать  следующие недостатки наказаний:

  1. Наказание часто может считаться несправедливым, особенно если ребенок видит, что подобные действия сходят с рук другим лицам, чьими руками осуществляется наказание, зачастую становятся моделями агрессивного поведения.
  2. Наказание может играть роль подкрепления отрицательного поведения ребенка.( Например, если на ребенка повышают голос  дома -  это может ему понравиться, так как он своим поведением привлекает внимание родителей или других родственников, т.е. выделяет его).
  3. Наказание может вообще разрушать поведение, так как оно вызывает панику или обиду ребенка. У него может возникнуть ощущение постоянной тревоги.
свернуть

Ответственность родителей за воспитание детей

Безопасность детей - наше общее дело. Сохранение жизни и здоровья детей – главная обязанность взрослых.

Согласно статье 32 Конституции Республики Беларусь детство находится под защитой государства.

Родители или лица, их заменяющие, имеют право и обязаны воспитывать детей, заботиться об их здоровье, развитии и обучении. Ребенок не должен подвергаться жестокому обращению или унижению, привлекаться к работам, которые могут нанести вред его физическому, умственному или нравственному развитию.

В соответствии со статьей 73 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье защита прав и законных интересов несовершеннолетних детей возложена на их родителей. Родители являются законными представителями своих несовершеннолетних детей и выступают в защиту их прав и законных интересов в отношениях с любыми лицами и организациями, в том числе в судах, без специального полномочия.

Статья 75 Кодекса Республики Беларусь о браке и семье гласит, что родители осуществляют воспитание детей, попечительство над ними и их имуществом. Под воспитанием понимается забота о физическом, духовном и нравственном развитии детей, об их здоровье, образовании и подготовке к самостоятельной жизни в обществе.

Ответственность родителей за воспитание детей,

обеспечение их безопасности

Законодательство Республики Беларусь в полной мере регулирует вопросы ответственности родителей за воспитание и здоровье детей:

  • Декрет Президента Республики Беларусь от 24 ноября 2006 г. № 18 «О дополнительных мерах по государственной защите детей в неблагополучных семьях»;
  • Кодекс Республики Беларусь о браке и семье (далее КоБС);
  • Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП);
  • Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК).

Законодательными актами урегулированы следующие вопросы:

  • определены случаи ненадлежащего воспитания и содержания детей, нахождения детей в социально опасном положении, признания ребенка нуждающимся в государственной защите (статья 67 КоБС, пункт 1 Декрета № 18);

Справочно.

Статья 67. Ненадлежащие воспитание и содержание детей

Родители, опекуны, попечители несут ответственность за ненадлежащее воспитание и содержание детей в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Воспитание и содержание ребенка признаются ненадлежащими, если не обеспечиваются права и законные интересы ребенка, в том числе если ребенок находится в социально опасном положении.

Под социально опасным положением понимается обстановка, при которой:

  • не удовлетворяются основные жизненные потребности ребенка (не обеспечиваются безопасность, надзор или уход за ребенком, потребности ребенка в пище, жилье, одежде, получение ребенком необходимой медицинской помощи, не создаются санитарно-гигиенические условия для жизни ребенка и т.д.);
  • ребенок вследствие отсутствия надзора за его поведением и образом жизни совершает деяния, содержащие признаки административного правонарушения либо преступления;
  • лица, принимающие участие в воспитании и содержании ребенка, ведут аморальный образ жизни, что оказывает вредное воздействие на ребенка, злоупотребляют своими правами и (или) жестоко обращаются с ним либо иным образом ненадлежаще выполняют обязанности по воспитанию и содержанию ребенка, в связи с чем имеет место опасность для его жизни или здоровья.

Установлены меры семейно-правовой ответственности за ненадлежащее воспитание детей, к которым относятся лишение родительских прав (статьи 80 - 84 КоБС), отобрание ребенка без лишения родительских прав (статьи 85, 85-1 КоБС, пункты 2-8 Декрета № 18), возмещение родителями расходов, затраченных государством на содержание детей (статья 93 КоБС, пункты 9-19 Декрета № 18);

предусмотрена административная ответственность родителей, в том числе за невыполнение обязанностей по воспитанию детей (статья 9.4 КоАП), совершение насильственных действий в отношении детей (пункт 2 статьи 9.1 КоАП), неисполнение обязанности по сопровождению детей в ночной время (статья 17.13 КоАП), а также уголовная ответственность за оставление в опасности (статья 159 УК).

Справочно.

Статья 9.1. Умышленное причинение телесного повреждения и иные насильственные действия либо нарушение защитного предписания

  1. Нанесение побоев, не повлекшее причинения телесных повреждений, умышленное причинение боли, физических или психических страданий, совершенные в отношении близкого родственника либо члена семьи, если в этих действиях нет состава преступления, либо нарушение защитного предписания – влекут наложение штрафа в размере до десяти базовых величин или административный арест.

Статья 9.4. Невыполнение обязанностей по воспитанию детей

  1. Невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию детей, повлекшее совершение несовершеннолетним деяния, содержащего признаки административного правонарушения либо преступления, но не достигшим ко времени совершения такого деяния возраста, с которого наступает административная или уголовная ответственность за совершенное деяние, – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до десяти базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до двадцати базовых величин.

Статья 17.13. Неисполнение обязанностей по сопровождению или обеспечению сопровождения несовершеннолетнего в ночное время вне жилища

  1. Неисполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по сопровождению несовершеннолетнего в возрасте до шестнадцати лет либо по обеспечению его сопровождения совершеннолетним лицом в период с двадцати трех до шести часов вне жилища – влечет предупреждение или наложение штрафа в размере до двух базовых величин.
  2. То же деяние, совершенное повторно в течение одного года после наложения административного взыскания за такое же нарушение, – влечет наложение штрафа в размере от двух до пяти базовых величин.

Статья 159. Оставление в опасности

  1. Неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой и явно не терпящей отлагательства помощи, если она заведомо могла быть оказана виновным без опасности для его жизни или здоровья либо жизни или здоровья других лиц, либо несообщение надлежащим учреждениям или лицам о необходимости оказания помощи – наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года.
  2. Заведомое оставление без помощи лица, находящегося в опасном для жизни или здоровья состоянии и лишенного возможности принять меры к самосохранению по малолетству, старости, заболеванию или вследствие своей беспомощности, в случаях, если виновный имел возможность оказать потерпевшему помощь и был обязан о нем заботиться, – наказывается арестом или ограничением свободы на срок до двух лет со штрафом или без штрафа.
  3. Заведомое оставление в опасности, совершенное лицом, которое само по неосторожности или с косвенным умыслом поставило потерпевшего в опасное для жизни или здоровья состояние, – наказывается арестом или лишением свободы на срок до трех лет со штрафом.

 

свернуть

"Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственное обращение с детьми"

Статьи Уголовного Кодекса Республики Беларусь о наказании за насильственноеобращение с детьми [16, с. 123-136, с.210].

Статья 145. Доведение до самоубийства.

Доведение до самоубийства или покушения на него путем жестокого обращения с потерпевшим или систематического унижения его личного достоинства - нака­зывается исправительными работами на срок до 2-х лет, или ограничением свободы на срок до 3-х лет, или лишением свободы на тот же срок.

  1. То же действие, совершенное в отношении лица, находившегося в материаль­ной или иной зависимости от виновного - наказывается ограничением свободы на срок до 5-ти лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 147. Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения.

Умышленное причинение тяжкого телесного повреждения,  совершенное в от­ношении лица, заведомо находящегося в беспомощном состоянии,  наказывается ли­шением свободы на срок от 5-х до 10-ти лет.

Статья 153. Умышленное причинение легкого телесного повреждения.

Умышленное причинение легкого телесного повреждения наказывается обще­ственными работами или штрафом, или исправительными работами на срок до 1-го года, или арестом на срок до 3-х месяцев.

Статья 154Истязание.

Истязание, совершенное в отношении несовершеннолетнего,  наказывается ограничением свободы на срок от 1-го года до 3-х лет или лишением свободы на срок от 1-го года до 5-ти лет.

Статья 165. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопас­ности жизни и здоровья детей.

  1. Ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению безопасности жизни и здоровья малолетнего лицом, на которое такие обязанности возложены по служ­бе, либо по специальному поручению,  наказывается штрафом  или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.
  2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть малолетнего либо причи­нение тяжкого телесного повреждения,  наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на тот же срок.

Статья 166. Изнасилование.

3. Изнасилование заведомо малолетней или изнасилование, повлекшее смерть потерпевшей,  наказывается лишением свободы на срок от 8-ми до 15-ти лет.

 

Статья 170. Понуждение к действиям сексуального характера.

Понуждение к действиям сексуального характера в отношении заведомо несо­вершеннолетнего (несовершеннолетней),  наказывается ограничением свободы на срок до 4-х лет или лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 172. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления.

Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста несовершеннолетнего в со­вершение преступления путем обещаний, обмана или иным способом,  наказывается лишением свободы на срок до 5-ти лет.

Статья 173. Вовлечение несовершеннолетнего в антиобщественное поведение.

1. Вовлечение лицом, достигшим 18-летнего возраста  несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков, либо употребление сильнодействующих или других одурманивающих веществ, либо в проституцию, либо в бро­дяжничество или попрошайничество, либо в совершение действий, связанных с изго­товлением материалов или предметов порнографического характера,   наказывается арестом на срок до 6-ти месяцев или лишением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 176. Злоупотребление правами опекуна или попечителя.

Использование опеки или попечительства в корыстных целях, либо жестокое обращение с подопечными, либо умышленное оставление их без надзора, повлекшие существенное ущемление прав и законных интересов подопечных, наказывается общественными работами, штрафом или исправительными работами на срок до 2-х лет или ограничением свободы на срок до 3-х лет.

Статья 331. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ и их препаратов.

Склонение к потреблению наркотических средств или психотропных ве­ществ, совершенное в отношении несовершеннолетнего, наказывается лишением свободы на срок от 3-х до 10-ти лет.

НАСИЛИЕ – ЭТО ВСЕГДА ПРЕСТУПЛЕНИЕ!

Если так случилось, что вы живете сейчас в доме, где правит насилие, у вас есть шанс изменить свою жизнь. Вы можете построить свою семью по другому сценарию, где будет уважение, любовь и согласие. Тогда приложите к своему большому желанию свои усилия и действия.

 
свернуть

Жестокое обращение с детьми. Рекомендации родителям

Профилактика жестокого обращения с детьми

Воспитание ребёнка - главная задача родителей. Все хотят, чтобы их дети выросли умными, добрыми и хорошими людьми, но не все готовы дать соответствующее воспитание своему ребёнку. Воспитание очень трудоемкий процесс и требует от родителей много сил и терпения.

Как показывает практика, даже в благополучных семьях, где родители испытывают искреннюю любовь и привязанность к своим детям, в воспитательном процессе могут использоваться такие формы воздействия на ребенка, как телесные наказания, запугивание, лишение ребенка общения или прогулок. При этом большинство родителей хорошо понимает, что такая тактика воспитания – это нарушение прав их детей, а также причина возможных отклонений в психическом и физическом развитии ребенка.

Положение ребенка в семьях с более низким уровнем культуры, в семьях, где ребенок становится обузой, а не радостью жизни, значительно хуже. Указанные выше способы воспитания, которые для первой группы семей являются скорей исключением, здесь становятся нормой.

Воспитание требует огромных человеческих ресурсов, которых к сожалению не всегда хватает в семьях с одним родителем. Особенно ситуация осложняется в семьях где один или оба родителя страдают от алкоголизма. В таких случаях целенаправленным воспитанием в семье не занимается никто и ребёнок часто начинает воспитываться улицей. Подобные случаи показывают, что проблема насилия и жестокого обращения с детьми в семье сегодня – это тот вопрос, который нужно не просто обсуждать, но и принимать меры по его решению.

Жестокое обращение с детьми в семье (то есть несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи ребенка), опекунами, приемными родителями. 
Всегда считалось что самое безопасное место для детей — это собственный дом и семья. Однако, факты ставят это утверждение под сомнение. 

Виды насилия 
Жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы. 
1 Физическое насилие — нанесение ребенку родителями или лицами, их заменяющими физических травм, различных телесных повреждений. В некоторых семьях в качестве дисциплинарных мер используются различные виды физических наказаний — от подзатыльников и шлепков до порки ремнем. Необходимо сознавать, что физическое насилие — это действительно физическое нападение, оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. 

Многие родители пытаются оправдать свое поведение, существует несколько стандартных оправданий насилия над детьми: 
«Дети как источник проблем» — родители утверждают, что «дети сами провоцируют насилие». Провокация насилия означает, что если бы ребенок вел себя по-другому: был послушным, помогал по дому, вел себя достойно, то его не нужно было бы наказывать. В этой ситуации фокусируется внимание на действиях пострадавшего ребенка как причине негативного поведения старших, то есть получается что именно поведение ребенка приводит к насилию. Но исследования доказывают, что дети могут всякими способами стремиться угодить обидчику, который всё равно найдет повод для применения агрессии. 
«Нетипичная семья» — жестокое обращение оправдывается демографическими характеристиками и социальным статусом семей. Часто физическое наказание в неполной семье связано со способами управления гневом и раздражительностью, которые распространены не только в бедных семьях группы риска, но и в более обеспеченных. 
Пьянство порождает агрессию — ищут корни насилия в алкоголизации родителей. Употребление алкоголя снижает способность контролировать поведение, но среди обидчиков есть мужчины и женщины ведущие здоровый образ жизни, не признающие табак или алкоголь. Некоторые, пройдя лечение от алкоголизма, продолжали быть агрессивными и жестокими по отношению к близким. Многочисленные исследования доказали, что алкоголь не является причиной насилия, но используется обидчиками в качестве оправдания агрессивного поведения. 

«Неизбежность зла» — бороться с домашним насилием бесполезно, поскольку оно широко распространено, существовало везде и всегда. Однако данные криминальной статистики свидетельствуют об обратном — по официальным данным в странах СНГ в результате убийств или физического насилия ежегодно погибает более 3000 детей, это выше, чем в странах Европейского союза, где система борьбы и профилактики домашнего насилия развита очень хорошо. Этот факт еще более усугубляется тем, что в отличие от других стран, в России отсутствуют механизмы, в том числе и законодательные. 

2 Сексуальное насилие – это вовлечение ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя последствия.
3 Эмоциональное насилие — постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому насилию относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие его возрастным возможностям.
4 Пренебрежение интересами и нуждами ребенка — отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. 

К сожалению, за последние годы число жертв насилия в семьях только увеличивается.

Многие родители, которые применяют насилие в отношении своих детей даже не догадываются о таких фактах:

·     физические наказания притупляют все лучшие качества в детях, способствуют развитию в них лжи и лицемерия, трусости и жестокости, возбуждают злобу и ненависть к старшим;

·     дети, подвергавшиеся избиениям, с большей вероятностью могут сами стать способным на убийство или другие преступления;

·     когда такие дети становятся взрослыми, появляется высокая вероятность того¸ что они станут притеснять своих собственных детей и родителей;

·     жесткое обращение с детьми формирует людей малообразованных, социально дезадаптированных, не умеющих трудиться, создавать семью, быть хорошими родителями.

Помните, насилие - порождает насилие!

Ребёнок, выращенный в грубости и жестокости, будет вести себя аналогичным способом и со своими детьми, и с родителями!!! 

Если ваш ребёнок капризничает или плохо себя ведёт не спешите его наказывать. Помните, наказание можно заменить:

Терпением. Это самая большая добродетель, которая только может быть у родителей.

Объяснением. Кратко объясните ребёнку почему его поведение неправильно, но только не вступайте с ним в спор.

Неторопливостью. Не торопитесь наказывать ребёнка, дождитесь пока проступок повторится.

Наградами. Издавна известно, что награды действуют более эффективно, чем наказания.

Похвалой. Хвалите вашего ребёнка за хорошее поведение. Всем приятно, когда их хвалят и каждый хочет сделать так, чтобы его похвалили снова.

4 заповеди мудрого родителя:

1.  Не пытайтесь сделать из ребёнка самого-самого. Так не бывает, чтобы человек всё хорошо знал и умел, но наверняка найдётся дело, с которым он справляется лучше других. Похвалите его за то, что он знает и никогда не ругайте за то, что умеют другие.

2.  Не сравнивайте вслух ребёнка с другими детьми. Воспринимайте рассказ об успехах других детей просто как информацию.

3.  Перестаньте шантажировать. Навсегда исключите из своего словаря такие фразы: «Вот я старалась, а ты...», «Я тебя растила, а ты...»

4.  Избегайте свидетелей. Если действительно возникает ситуация, ввергающая вас в краску (ребёнок нагрубил старику, устроил истерику в магазине), нужно твердо увести его с места происшествия. Чувство собственного достоинства присуще не только взрослым, поэтому очень важно, чтобы разговор состоялся без свидетелей. После этого спокойно объясните, почему так делать нельзя.

 

свернуть

"Никогда так не поступайте"

"Никогда так не поступайте"

 

1. Никогда не применяйте угроз.

Они ослабляют внутреннее "я" ребенка. Происходит это от таких распространенных обещаний: "Еще раз так сделаешь, и я тебя выпорю - сесть не сможешь!", "Ты у меня дождешься – шкуру спущу" и т.д. Они наполняют душу ребенка чувством страха, беспомощности, а иногда и ненависти. Дело в том, что дети живут только настоящим. Угроза наказания в будущем все равно не действует "с запасом", а негативную реакцию вызывает сразу же.

2. Никогда не унижайте детей.

Нельзя говорить ребенку: "Как можно быть таким балбесом (ротозеем, хвастуном, болтуном, лгуном)?", "У тебя голова или кочан капусты?", "Ты намусорил хуже свиньи" и прочее в том же духе. Сколько раз вы оскорбили малыша, столько раз вы нанесли удар по его внутреннему "я" - тому, из чего развивается личность.

3. Никогда не выдавливайте силой обещания из ребенка не делать то, что вам не нравится.

А мы так часто понуждаем детей: "Обещай, что это не повторится! Ну, я жду! Не слышу обещания!" И ребенок обещает. Что ему остается? А потом вновь делает то, что вы ему запретили. И мы же его попрекаем: "Ты же не сдержал обещания!". Но самое существенное: малыши имеют дело только с настоящим, они не осознают будущего. Если вынуждать их давать обещания, они просто привыкнут с их помощью избегать неприятностей, ничего реально в своем поведении не меняя.

4. Никогда не требуйте от ребенка немедленного и слепого послушания.

Лучше всего ребенка заранее предупредить о том, что вы собираетесь от него потребовать. Например: "Ты знаешь, нам придется пойти вместе за хлебом - минут через 10". Пусть у него будет немного времени посопротивляться и поворчать, если ему хочется. Свобода выражения чувств оставляет его с сознанием, что с ним считаются. Это гораздо лучше приказа по типу казарменного: "Быстро собирайся! Пойдем в магазин", "Вставай, я кому сказала!". Ребенок - не робот, а человек, и притом очень ранимый, с хрупким внутренним устройством. Если он постоянно имеет свободу выбора в разумных пределах, растет в атмосфере уважения к его личности, он станет впоследствии человеком с развитым чувством достоинства, самоуважения и те же качества будет ценить в других людях. В таком же духе станет растить своих собственных детей.

5. Никогда не требуйте от ребенка того, к чему он не готов в силу возраста.

Если от двухлетнего ребенка требовать того, к чему способен лишь пятилетний, он будет чувствовать свою беспомощность и неприязнь к тем, кто требует от него непосильного.

6. Никогда не применяйте методы, которые заставляют ребенка чувствовать себя "плохим".

Это происходит, когда родители внушают малышу: "Хороший ребенок так не поступает. Мы с мамой столько для тебя делаем, а ты вот как платишь нам, неблагодарный" и пр. Ребенка настолько "достают" эти нотации, что он просто "отключается" или находит "блокировки". Доводилось вам слышать, как дети, к примеру, отвечают на обидные дразнилки? "Оскорбляй меня хоть век, все равно я человек", - повторяют они как заклинание. В любом случае, к улучшениям в поведении навешивание ярлыка "плохой" не приводит.

свернуть

Пропаганда правовых знаний среди законных представителей воспитанников в учреждении образования

Главной задачей Национального центра правовой информации Республики Беларусь (НЦПИ) является обеспечение доступности правовой информации для широкого круга граждан и организаций. Доступ к белорусскому законодательству можно получить с помощью созданных Центром государственных информационно-правовых ресурсов – Национального правового Интернет-портала, Детского правового сайта, систем: «ЭТАЛОН» и «ЭТАЛОН-ONLINE».

Основной государственный информационный ресурс в области права и правовой информатизации:  http:/pravo.by 

          Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 января 2019 г. № 22 утверждено Положение о порядке признания детей находящимися в социально опасном положении. Данный документ вступает в силу с 1 февраля 2019 г. 

Положением регулируются:

  • деятельность госорганов, государственных и иных организаций в выявлении детей, находящихся в социально опасном положении; организации и проведении социального расследования; в принятии решения о признании ребенка (детей) находящимся в социально опасном положении  и др.;
  • порядок выявления детей, находящихся в социально опасном положении;
  • порядок проведения социального расследования (изучение положения и обследование условий жизни и воспитания ребенка);
  • порядок принятия решения о признании ребенка находящимся в СОП, контроль за его исполнением и обжалование такого решения;
  • порядок реализации мероприятий, направленных на устранение социально опасного положения и обеспечение контроля за условиями содержания, воспитания и образования детей.

Постановлением также установлены критерии и показатели социально опасного положения. К основным критериям отнесены:

  • неудовлетворение родителями основных жизненных потребностей ребенка (оставление без пищи, препятствие получению обязательного общего базового образования (в любой форме его получения), систематическое невыполнение рекомендации медработников по диагностике, лечению и (или) медицинской реабилитации ребенка, что угрожает его жизни и (или) здоровью и др.);
  • необеспечение родителями надзора за поведением ребенка и его образом жизни, вследствие чего ребенок совершает правонарушения;
  • ведение родителями аморального образа жизни, злоупотребление своими правами и(или) жестокое обращение с ребенком, в связи с чем имеет место опасность для жизни и(или) здоровья ребенка.

Права и обязанности законных представителей несовершеннолетних

Законными представителями несовершеннолетних обучающихся являются их родители, усыновители (удочерители), опекуны, попечители.

Права законных представителейКодекс Республики Беларусь об образовании, статья 34:

  • право на ознакомление со свидетельством о государственной регистрации, учредительными документами, специальным разрешением на образовательную деятельность, сертификатами о государственной аккредитации, а также с учебно-программной документацией;
  • право на участие в управлении учреждением образования;
  • право на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, результатами учебной деятельности обучающихся. 
  • право на получение информации обо всех видах обследований (медицинских, психологических, педагогических) обучающихся.

Обязанности законных представителей. Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 35:

  • обеспечивать условия для получения образования и развития обучающихся;
  • уважать честь и достоинство других участников образовательного процесса;
  • выполнять требования учредительных документов, правил внутреннего распорядка для обучающихся. 

Законные представители воспитанника либо другие лица, которые по их поручению приводят его в учреждении дошкольного образования, должны передать ребенка воспитателю, осуществляющему прием воспитанников.

Забирать ребенка из учреждения должны его законные представители. В случае, когда существует объективная причина, по которой они не могут забрать ребенка (болезнь, служебная командировка, график работы и др.), это могут осуществлять другие лица (ближайшие родственники) на основании  заявления законных представителей воспитанника на имя руководителя учреждения дошкольного образования. 

Правовой статус ребёнка в Республике Беларусь

Ребёнок согласно статье 1 Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» – физическое лицо до достижения им возраста восемнадцати лет (совершеннолетия), если по закону оно раньше не приобрело гражданскую дееспособность в полном объеме.

В соответствии с Законом  Республики Беларусь «О правах ребенка» каждый ребенок имеет такие права, как:

  • право на жизнь. Государство защищает жизнь ребенка от любых противоправных посягательств. Применение смертной казни и пожизненного заключения в отношении лиц, совершивших преступления в возрасте до восемнадцати лет, не допускается (ст. 4);
  • право на охрану и укрепление здоровья. Государство создает надлежащие условия матери по охране ее здоровья в дородовой и послеродовой периоды, обеспечивает здоровое развитие ребенка, предоставляет детям бесплатную медицинскую помощь и санаторно-курортное лечение в соответствии с законодательством Республики Беларусь (ст. 6);
  • право на гражданство (ст. 7);
  • право на уровень жизни и условия, необходимые для полноценного физического, умственного и духовного развития. Государственные органы через систему социальных и экономических мер обеспечивают создание этих условий (ст. 8);
  • право на защиту своей личности от любых видов эксплуатации и насилия. Государство обеспечивает неприкосновенность личности ребенка, осуществляет его защиту от всех видов эксплуатации, включая сексуальную, от физического и (или) психического насилия, жестокого, грубого или оскорбительного обращения, сексуальных домогательств, в том числе со стороны родителей или лиц, их заменяющих, и родственников, от вовлечения в преступную деятельность, приобщения к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждения к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми или совершению действий, связанных с изготовлением материалов или предметов порнографического характера (ст. 9);
  • право самостоятельно определять свое отношение к религии, исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Государство не может вмешиваться в воспитание ребенка, основанное на определенном религиозном мировоззрении родителей или лиц, их заменяющих, и связанные с этим при участии ребенка совершение за пределами учебных заведений религиозных обрядов, соблюдение традиций, за исключением случаев, когда побуждение к религиозным действиям непосредственно угрожает жизни и здоровью ребенка, нарушает его законные права. В отношении ребенка, не достигшего пятнадцати лет, религиозные обряды отправляются с согласия родителей или лиц, их заменяющих (ст. 10);
  • право на получение, хранение и распространение информации, свободу мнений, убеждений и их свободное выражение. Каждый ребенок, способный формулировать свои взгляды, имеет право свободно их выражать по всем вопросам, которые его затрагивают, причем взглядам ребенка уделяется должное внимание в соответствии с его возрастом. В частности, ребенку предоставляется возможность непосредственно либо через представителя или соответствующий орган быть заслушанным в ходе любого затрагивающего его судебного или административного разбирательства в порядке, предусмотренном законодательством Республики Беларусь (ст. 11);
  • право на бесплатный проезд в городском пассажирском транспорте общего пользования (кроме такси), а также на автомобильном и железнодорожном транспорте общего пользования пригородного сообщения имеют дети в возрасте до семи лет (ст. 12)

Законом разделены права детей, которые могут быть реализованы в семье и обществе.

Так, ребенок имеет право на проживание в семье, знать обоих своих родителей, право на их заботу, совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда разлучение с одним или обоими родителями необходимо в интересах ребенка.

Право выбора одного из родителей для совместного проживания дается ребенку по достижении им десяти лет.

Ребенок, проживающий отдельно от одного или обоих родителей в Республике Беларусь либо ином государстве, имеет право на поддержание регулярных личных отношений и прямых контактов с родителями, другими родственниками, за исключением случаев, когда такое общение не отвечает интересам ребенка.

Родители, лица их заменяющие, должны создавать условия для полноценного развития, воспитания, образования, укрепления здоровья ребенка и подготовки к самостоятельной жизни в семье, обществе.

Каждый ребенок имеет право на жилище, право самостоятельно пользоваться, владеть и распоряжаться своим имуществом, в том числе совершать сделки, на условиях и в порядке, определенных законодательством РБ. Ребенок,  независимо от места проживания,  в соответствии с законодательством РБ имеет право на наследование имущества родителей в случае их смерти или объявления их решением суда умершими.

Каждый ребенок имеет право на имя. Право и обязанность определять собственное имя ребенка принадлежат родителям.

Глава 3 «Ребенок и общество» Закона Республики Беларусь «О правах ребенка» предусматривает возможность приобщения детей к истории, традициям и духовным ценностям народа Республики Беларусь и достижениям мировой культуры. С этой целью поощряется создание государственных и общественных организаций для развития способностей детей к науке и творчеству, осуществляются выпуск кино- и видеофильмов, теле- и радиопередач, издание детских газет, журналов и книг, обеспечивается их доступность .

Ребенок имеет право на защиту от информации, пропаганды и агитации, наносящих вред его здоровью, нравственному и духовному развитию.

Согласно статье 23 Закона Республики Беларусь  «О правах ребенка» каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения в соответствии с актами законодательства Республики Беларусь. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

Ребенок имеет право на получение профессии, участие в самостоятельной трудовой деятельности в соответствии с его возрастом, состоянием здоровья и профессиональной подготовкой. По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние имеют право на самостоятельную трудовую деятельность. С письменного согласия одного из родителей или лиц, их заменяющих, трудовой договор может быть заключен с несовершеннолетним, достигшим четырнадцати лет, на условиях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

Государство поощряет организации, выделяющие рабочие места для лиц моложе восемнадцати лет. Запрещается применение труда ребенка на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда, подземных и горных работах, а также на иных работах, вредных для его здоровья и развития или наносящих ущерб посещаемости общеобразовательной школы. Перечень таких работ определяется Правительством Республики Беларусь или уполномоченным им органом в соответствии с законодательством РБ(ст. 24)

Каждый ребенок имеет право на отдых и выбор внешкольных занятий в соответствии со своими интересами и способностями. Государство создает широкую сеть специальных внешкольных организаций, детских и юношеских спортивных сооружений, площадок, стадионов, клубов и других мест отдыха и укрепления здоровья, устанавливает льготный порядок пользования культурно-просветительными и спортивно-оздоровительными организациями.

Дети имеют право объединяться в самостоятельные детские и молодежные общественные объединения при условии, что деятельность этих объединений не противоречит Конституции и законодательству Республики Беларусь, не нарушает общественный порядок и безопасность государства, не наносит вреда здоровью и нравственности населения, не ущемляет прав и интересов других лиц (ст. 26)

Каждый ребенок имеет право на защиту его чести и достоинства, охраняемых Конституцией Республики Беларусь. Дисциплина и порядок в учебно-воспитательных учреждениях поддерживаются методами, которые основываются на чувствах взаимного уважения и справедливости и исключают унижение. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательные и учебные функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Каждый ребенок имеет право на защиту от незаконного вмешательства в его личную жизнь, в том числе от посягательства на тайну его корреспонденции, телефонных и иных сообщений.

Закон гарантирует особую защиту детей в неблагоприятных условиях и экстремальных ситуациях. К детям, находящимся в неблагоприятных условиях, Закон относит детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, детей с особенностями психофизического развития.

свернуть