Маршрут выходного дня

Уважаемые родители! Вы можете ознакомиться с материалами о любом из маршрутов, предложенными на странице, а потом проехать по этим маршрутам всей семьей и не только всё увидеть своими глазами, но и рассказать детям об интересных исторических фактах нашего города.

Война принесла Витебску большие потери. После освобождения от немецкой оккупации город был сильно разрушен. До конца войны сохранились лишь 7% предвоенного жилого фонда. Из не менее 180 тысяч довоенного населения, после освобождения осталось всего 118 жителей. Вскоре после войны Витебск посетили представители союзников — американцы. Увидев разрушенные улицы города, они выразили мнение о невозможности его восстановления: «Это мертвый город. Ему пришел конец. Нет такой силы, которая вернула бы ему жизнь». Однако, город начал оживать.

С каждым годом становится все меньше живых свидетелей тех военных лет. Поэтому так важно сохранить память о них в мемориалах, обелисках, книгах. И, конечно, в наших сердцах.

Памятный знак "Детям войны"

Памятный знак "Детям войны"

 
  • Адрес: г.Витебск, Парк партизанской славы имени Миная Шмырева
  • Рекомендуемый возраст ребёнка: 4-7 лет
  • Описание: Памятный знак установлен в 2011 году. Скульптор памятника - Валерий Могучий. Он выполнен из бронзы. Высота фигур 150 см., общая высота памятника (с учетом пьедестала) - 180 см. Обломки разрушенного дома – и две фигурки детей, убитых горем и душераздирающим отчаянием. На ступеньках сидит мальчик-подросток, а рядом к нему прижалась девочка, словно желая спрятаться подальше от кровавых стонов войны. И смотрят они на кусочек хлеба, который паренек бережно держит в руке, будто в нем теплится последняя надежда и вера в победу. 

Перед тем как отправиться к памятному месту:

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения при посещении памятных мест;

- можно приготовить живые цветы.

Содержание маршрута:

  • Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.
  • Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду. 
  • Рассмотрите с ребенком памятный знак. Расскажите ребенку о детях переживших ужасы войны. Актуальную информацию можно узнать здесь.  
  • Рассмотрите с ребенком призму с надписями. Позвольте ребенку прочитать (если умеет) надписи. 
  • Расскажите ребенку кратко о Великой Отечественной войне  и о страданиях детей. 
  • По дороге домой задайте ребенку вопросы:   

Понравилась ли прогулка выходного дня? Попросить назвать то, что запомнилось больше всего.

«Где мальчик голодный, одетый в обноски,
Свой хлеба кусочек сестре отдает.
Пусть памятник этот скорбящий, неброский,
Для помнящих всех обелиском встает».

свернуть

ИСТОРИКО — КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС "АЛЛЕЯ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ"

МАРШРУТ ВЫХОДНОГО ДНЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

ИСТОРИКО — КУЛЬТУРНЫЙ КОМПЛЕКС

"АЛЛЕЯ ВОИНСКОЙ СЛАВЫ"

  •  Вид маршрута: пеший.
  • Рекомендуемый возраст ребёнка: старший дошкольный возраст.
  • Продолжительность по времени: 2-3 часа (в зависимости от интереса   ребёнка и степени самочувствия).
  • По ходу маршрута вся дорога заасфальтирована.
  • Опасные участки по ходу маршрутов определены и зафиксированы на карте:

— переход проезжей части;

— переход перекрестка;

__ подземный переход;

— движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Содержание беседы с ребёнком по ходу движения по маршруту

 Спросите у ребёнка знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне.

 Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.

 Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Что такое война?» Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).

 Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили этих героев, на долю которых, выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы).

Спросите у ребенка: «А в нашем городе Витебске есть памятники воинам ВОВ?» (Памятник П. М. Машерову; памятник «Детям войны» установлен в Парке партизанской славы; Памятник комсомольцам-подпольщикам А ещё в нашем городе совсем недавно открыли новый мемориальный комплекс «Аллея воинской славы»)

Вот и мы сейчас пришли на это святое, для всех жителей нашего города место

ХОД ЭКСКУРСИИ

  • Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с высеченными именами Героев Советского Союза, которые родились на Витебщине, воевали и не вернулись с войны (уважаемые родители, если на плите высечено имя вашего родственника, расскажите о нем).
  • Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).
  • Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).
  • Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).
  • Призвать ребёнка никогда не забывать тех, кто отдал свои жизни, чтобы освободить нашу Родину от немецких захватчиков.

                 Парк Победителей — парк в центре города, на берегу Западной Двины. Расположен вдоль улицы Калинина, возле площади Победы.

                 Создан путём переименования сквера имени Калинина в начале 2010 года в преддверии празднования 65-ой годовщины Победы в ВОВ.

                 В мае 2010 года в парке, возле мемориального комплекса, создана Аллея воинской славы с экспозицией из 13 единиц боевой техники времён Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

                 После празднования 65-ой годовщины Победы в ВОВ реконструкция парка была продолжена. Часть деревьев была срублена для расширения Аллеи воинской славы и установки аттракционов. В июне на Аллее воинской славы были установлены образцы военной авиации (4 единицы) и десантной техники    (4 единицы). Рядом площадка для с колесом обозрения и других аттракционов.

               Пешеходные дорожки вымощены плиткой вдоль Западной Двины до Благовещенской церкви и Кировского моста, сооружены три светодинамических фонтана, высажена аллея из ценных пород деревьев, созданы площадки для павильонов летней торговли и кафе.

Историко-культурный комплекс «Аллея воинской славы»

начинается с мемориальной доски.

Далее маршрут проходит по аккуратным, выложенным плиткой, дорожкам мимо военной техники.          

Расскажите, что здесь установлены образцы военной техники, находившейся на вооружении воинских частей и соединений Витебского гарнизона.

Рассмотрите с ребенком военную технику, уточняя, знает ли Ваш ребенок какую-нибудь модель (танк, гаубица, БТР-бронетранспортёр, пушка, БМП – боевая машина пехоты, БМД – боевая машина десантников, ракетный комплекс).

               Обратите внимание ребенка на внешний вид машин, попросите назвать, чем они похожи, в чём различия.

               Подойдя к центру аллеи, обратите внимание на Памятник воинам-десантникам.

                 Скульптура является одной из самых молодых в Витебске. Сам автор памятника назвал его небольшим мемориальным комплексом. Бронзовые скульптуры изображают тельняшку и берет, лежащие на камне. Рядом с ними расположена фигура бойца десантных войск, а перед ним – раскрывшийся парашют с символом ВДВ и изображениями командующих 103-ей витебской воздушно-десантной бригадой.

Обратите внимание ребёнка на гранитную плиту с информацией (если ребёнок читает, пусть попробует прочесть сам).

 После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках в тени раскидистых деревьев, утолить жажду, отдохнуть.

 Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).

 Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.

 Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место, или снова вернуться на Аллею славы.

 Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

Желаем вам приятно провести время!

Примерные задания после завершения прогулки:

  • предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;
  • сделайте вместе с ребенком поделку танка.

Отдав дань памяти подвигу советского народа у мемориала "Три штыка", побродите по Парку Победителей, «Аллеи Славы», неторопливо прогуляйтесь по Площади Победы – самой большой белорусской площади, насладитесь убаюкивающим шепотом листвы - и вы почувствуете прилив сил. Возможно, вам даже захочется посетить и другие достопримечательности Витебска, которые находятся недалеко от мемориального комплекса "Три штыка". Массу незабываемых впечатлений подарит знакомство с удивительными экспозициями Выставочного зала музея современного искусства и прогулка по легендарной улице Ленина.

 Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте, дома

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

 Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.      Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,         Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.      и покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,           Ладонь вверх, пальцы растопырены,     

Сильными и смелыми.                    сжимаются и разжимаются. 

свернуть

Рекомендации родителям по безопасному перемещению по городу с детьми.

Рекомендации для родителей: 

  1. При движении по тротуару:

- придерживайтесь правой стороны тротуара;

- не ведите ребенка по краю тротуара: взрослый должен находиться со стороны проезжей части;

  1. Готовясь перейти дорогу:

- остановитесь или замедлите движение, осмотрите проезжую часть;

- привлеките ребенка к наблюдению за обстановкой на дороге;

- подчеркивайте свои движения: поворот головы для осмотра улицы, остановку для осмотра дороги, остановку для пропуска автомобилей;

- учите ребенка различать приближающиеся транспортные средства;

- не стойте с ребенком на краю тротуара, так как при проезде транспортного средство может зацепить, сбить, наехать задними колесами;

- неоднократно показывайте ребенку, как транспортное средство останавливается у перехода, как оно движется по инерции. 

  1. При выходе из дома:

- сразу обратите внимание ребенка на движение транспортных средств у подъезда и вместе посмотрите, не приближается ли к вам автомобиль, мотоцикл, мопед, велосипед;

- если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, закрывающие обзор, приостановите свое движение и оглянитесь нет ли за препятствием опасности. 

  1. При ожидании общественного транспорта:

- стойте вместе с детьми только на посадочных площадках, а при их отсутствии на тротуаре или обочине. 

  1. При переходе проезжей части:

- переходите дорогу только по пешеходным переходам или на перекрестках по отмеченной линии зебре, иначе ребенок привыкнет переходить где придется;

- не спешите и не бегите; переходите дорогу всегда размеренным шагом;

- не переходите дорогу наискосок; подчеркивайте, показывайте и рассказывайте ребенку каждый раз, что идете строго поперек улицы, что это делается для лучшего наблюдения за авто-, мото- транспортными средствами;

- не торопитесь переходить дорогу, если на другой стороне вы увидели друзей, родственников, знакомых. Не спешите и не бегите к ним, внушите ребенку, что это опасно;

- не начинайте переходить улицу, по которой редко проезжает транспорт, не посмотрев вокруг;

- объясните ребенку, что автомобили могут неожиданно выехать из переулка, со двора дома; 

  1. При посадке и высадке из общественного транспорта:

- впереди ребенка, так как малыш может упасть, а ребенок постарше может выбежать из-за стоящего транспорта на проезжую часть;

- подходите для посадки к двери транспортного средства только после полной остановки: ребенок, как и взрослый, может оступиться и попасть под колеса;

- не садитесь в общественный транспорт в последний момент при его отправлении; особую опасность представляет передняя дверь, так как можно попасть под колеса транспортного средства;

- научите ребенка быть внимательным в зоне остановке особо опасном месте для него: стоящий автобус сокращает обзор дороги в этой зоне. 

  1. При движении автомобиля:

- приучайте детей сидеть в автомобиле только на заднем сиденье; не разрешайте сидеть рядом с водителем, если переднее сиденье не оборудовано детским креслом;

- не разрешайте малолетнему ребенку во время движения стоять на заднем сиденье: при столкновении или внезапной остановке он может перелететь через спинку сиденья и удариться о переднее стекло;

- не разрешайте детям находиться в автомобиле без присмотра.

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ, ПОМНИТЕ!!!

Все взрослые являются примером для детей! Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами.

Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах! 

свернуть

Мемориальный комплекс "Три штыка" площадь Победы

Предлагаем вам маршрут выходного дня.

Адрес: г.Витебск, площадь Победы.

Возраст детей: старший 5-6 лет.

Участники маршрута:  дети,  родители.

Возьмите с собой: питьевую воду, фотоаппарат или мобильный телефон, путеводитель по маршруту.

     Знакомство с памятными местами и мемориалами Витебска можно с главной площади нашего города - Площади Победы, на которой находится самый главный знаковый объект Витебска - мемориальный комплекс "Три штыка"("Освободителям Витебска - советским воинам, партизанам и подпольщикам"), в котором запечатлен бессмертный подвиг народа. Три штыка величественно возвышаются над городом, напоминая горожанам вновь и вновь о прожитых суровых годах и о великой жертве советского народа во имя Победы.

  Над проектом работали скульпторы Б. Марков, Я. Печкин и архитектор Ю. Шпит. Техническая документация была подготовлена в 1971 году. Работы завершились в 1974 году. Мемориальный комплекс в Витебске открыли в честь 1000-летия города и 30-летия со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков. 

   В 2009 году начались реставрационные работы. Асфальт был заменен красной тротуарной плиткой. Бронзовые скульптуры у обелиска очистили, затонировали и покрыли воском. Вместо сквера высадили туи, установили сцену и светодиодные экраны. Еще неподалеку от мемориального комплекса «Три штыка» в Витебске появились фонтаны и дополнительная подсветка. Реконструкцию завершили в 2010 году.

   Мероприятия в честь государственных праздников проводятся именно в этом месте. Зимой здесь заливают каток, а перед Новым годом елка украшает площадь.

   Сегодня мемориальный комплекс "Три штыка" является главным украшением площади Победы в Витебске. Издалека трудно не заметить три суживающихся кверху 56-метровых пилона-обелиска трапециевидной формы. Вверху, на высоте примерно пяти метров, обелиски объединены в единую композицию при помощи монолитного фриза, на трех гранях которого выполнены рельефы, прославляющие бессмертный подвиг воинов, партизан и подпольщиков. Но пилоны соединены не только внешне – внутри также имеется кольцо, соединяющее три обелиска, с надписью "Слава героям". А под ним, на символичном постаменте в форме пятиконечной звезды, зажжен Вечный огонь – как дань памяти трагическим страницам истории Витебска, мужеству горожан и всего советского народа. Особенно красив комплекс в вечернее время, когда на город спускаются сумерки. В свете ночных огней мемориал выглядит еще более торжественно. Особую изысканность комплексу придает оригинальная подсветка каждого его элемента.

 Понаблюдайте с ребенком за горящим огнем, спросите у него, как он думает, почему тут лежат цветы.

 Расскажите своему ребенку, о том, что у мемориала проводятся не только торжественные митинги. Мемориальный комплекс "Три штыка" в Витебске - излюбленное место для свадебных фотосессий. Возлагая цветы к монументу, молодожены отдают дань памяти бессмертному подвигу народа, тем самым подтверждая народную мудрость: сохранив память о прошлом, приумножим будущее.

Обратите внимание ребенка на высоту мемориального комплекса "Три штыка". Пройдите с ребенком вдоль фонтанов, насладиться журчанием воды. 

    Спросите у ребенка, как он думает, почему это место, куда мы сегодня пришли, называется площадью Победы? 

Прочитайте ребенку стихотворение:


Штыки стоят на площади Победы.
Меж ними пламя Вечного Огня.
Нам всем ровесники, отцы и деды
Они, как символ памятного дня.

Три поколенья по призыву встали
Тогда в суровый сорок первый год.
Нас долго били, но прочнее стали
Стал непобитый ворогом народ.

Три поколенья, позабыв обиды
И стиснув зубы, поднялись как штык.
И были долго и жестоко биты
Дивизии незванных к нам "владык".

Штыки стоят на площади Победы.
Меж ними пламя Вечного Огня.
Нам всем ровесники, отцы и деды
Они, как символ памятного дня.

В походе где-то проглядели веху.
В трёх поколениях теперь разброд -
Кто снизу вверх глядит, а кто-то сверху
На три штыка, что выстроил народ.

В походе лишь один маршрут победы.
Три поколения должны поднять
На штык разброд, безверие и беды,
Чтобы огонь никто не смог отнять!

Автор - Яков Шафран.

Дома можете предложить ребенку нарисовать рисунок  памятник "Три штыка". 

свернуть

Витебский зоологический парк

      Витебский зоологический парк был основан 30 марта 1992 года на базе театра зверей. Первоначально звери размещались на заднем дворе здания (где сейчас Витебская духовная семинария) на улице Комиссара Крылова, 7. В данный момент зоопарк находится на улице Я. Купалы, 17. Часть животных (преимущественно теплолюбивых), а также рептилии находятся в самом здании. Остальные - в специальных павильонах и в открытых вольерах. 

  • Адрес: г.Витебск,  ул. Я. Купалы, 17
  • Рекомендуемый возраст ребёнка: 2-7 лет
  • ОписаниеНа территории зоопарка обитает около 70 видов животных в количестве более 1000 особей. Множество из них составляют зверюшки, пострадавших от людей и попавших сюда ранеными. Частенько люди приносят сюда малышей, найденных в лесу, а также домашних животных, которым не могут обеспечить уход дома. Обо всех питомцах работники заботятся несмотря ни на какие трудности, ремонтируются помещения и закупается качественный корм. К слову, одно из самых долгоживущих в зоопарке животных — лошадь Ласточка, которая находится здесь более 20 лет. Среди класса млекопитающих в зоопарке есть представители отряда хищников (львы, рыси, ягуары, лисы, волки, медведи, мангусты, носухи, енотовидные собаки, хорьки, шиншиллы), приматов (макаки, мартышки, галаго), парнокопытных (верблюды, гуанако, ламы, лоси, олени, зубры, кабаны, косули, козы, камерунские овцы, карликовые свиньи, нильгау), непарнокопытных (лошади, ослы), грызунов (дикобразы, белки, морские свинки, нутрии, сурки), а также ежи, кролики, кенгуру и египетские летучие собаки отряда рукокрылых.

Перед тем как отправиться к памятному месту:

- сообщите ребенку, куда вы отправляетесь;

- расскажите о правилах поведения на природе, в парке, зоопарке.

Содержание маршрута:

  • Рассмотрите и понаблюдайте с ребенком по маршруту следования находящиеся по пути объекты, строения. Поразмышляйте вместе с ребенком о том, для чего эти объекты предназначены, какие объекты ребенок знает и посещает.
  • Обратите внимание ребенка на вид улиц, на погоду. 
  • Заранее ознакомьтесь с обитателями зоопарка, их кличками здесь.  
  • Прогуливаясь по зоопарку обратите внимание ребенка на различные виды животных и птиц.
  • Сделайте фотографии ребенка рядом с теми животными в вольерах, которые больше всего его заинтересуют. Используя эти фотографии можно поговорить с ребенком о том, что это за животное, его отличительные признаки (цвет, размер, хвост, зубы, лапы и пр.), как оно спит, ест, что любит делать, какие звуки издает, на какое животное может быть похоже и чем. 
  • По дороге домой задайте ребенку вопросы:   Понравилась ли прогулка выходного дня? Попросить назвать то, что запомнилось больше всего.

Загадайте ребенку загадку:

Он могучий и с рогами,

В шерстяной жилетке,

На спине огромный горб,

Ест траву, а так же ветки!

Ответ: Зубр

Расскажите стихотворение:

За оградой Зубр лохматый,
Он огромный и рогатый,
Здесь он вовсе не опасен.
Посмотри, как он прекрасен.
Нам кивает головой
Величавый и большой.
Федотова В.
 
Поинтересуйтесь у ребенка, знает ли он сказки, где героями являются лебеди. (Пример: "Гуси-лебеди", "Гадкий утенок", "Дикие лебеди" и др.).
 
Расскажите ребенку пословицы про лебедя:
Бела, как колпица, как лебедь.
Белый лебедь серому гусю не товарищ.
Спросите, как он понимает содержание этих пословиц, дайте пояснения.


 

Прочитайте стихотворение про льва:

Мы вчера ходили с папой
В зоопарк, смотреть на льва:
У него такие лапы!
Вот такая голова!
На картинке лев не страшный,
А по "правде" - ой-ой-ой!
Испугалась я ужасно:
До чего же он большой!
До чего же он лохматый,
А во рту клыки торчат.
Если б я была не с папой,
То могла бы закричать.

А по приходу домой предложите ребенку нарисовать рисунок или сделать аппликацию на тему "Зоопарк".

свернуть
Меню раздела